XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1
136 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV Шивы-разрушителя. У лагманских кафиров Sharway был богом воинов и войны. В Pandad Дж. Туччи неуверенно предлагал видеть Панду-Пандаво из древне- индийской мифологии, или Панао — духов среднего ряда у народа кати, или слово pandit («ученый, учитель»), что мало подходило для эпитета верховного божества. Затруднившись с толкованием слова Pandad , Дж. Туччи не решился признать лагманскую триаду локальной индуистской «тримурти». По нашему мнению, лагманский эпитет Брахмы Pandad мог восходить к среднеперсидскому Spandad со значением «святостью дарованный». Ана- логичный Spandad обнаружен нами в «Истории страны Алванк» у Мовсеса Каланкатваци, ссылавшегося на сведения миссии армянского епископа Исраэла (681–682 гг.), который сообщал о местных «гуннах» Дагестана, «поклонявшихся почитаемому ими идолу Тенгри-хану, которого персы назы- вают Аспандиат и которому приносили в жертву коней». Примерно в тот же период тюрки Западного Каганата прибыли в Тохаристан, вышли в Капису и установили контроль над верней частью долины Кабула. Согласно мнению С. Г. Кляшторного, древнетюркский пантеон был единообразен на всей терри- тории Западного Каганата. И в Тохаристане, и в Дагестане древние тюрки испы- тывали сильнейшее культурное влияние Ирана. В то же время культ лошади, характерный для кочевников, был широко распространен на всей территории доисламского западно-дардского мира. Он проявлялся в виде символических изображений лошади в надгробьях воинов и конных статуй нуристанских богов, что свидетельствовало об исторической памяти дардоязычных кафиров о верховных правителях тюрках. Таким образом, лагманский Брахма на стыке культур мог подобно дагестанскому Тенгри-хану обрести унифицированный для «чужих богов» уважительный персоязычный эпитет Spandad , который в передаче мусульманским летописцем XVI в. получил вид Pandad . Очевидное соответствие «трех идолов» Нанграхара, упоминаемых в «Худуд ал-Алам» (X в.), с именами «трех кафирских идолов» в «Сифат-нама» , обнаруженных в соседнем Лагмане шестью веками позже, позволяет говорить об остаточной форме местного индуизма и локальной лагманской «тримурти», сохраняв- шихся в горных ущельях на северо-западе исторической Западной Гандхары в X–XVI вв. в изоляции от большого индуистского мира. Г. Моргенстиерне полагал, что мусульмане пашаи — прямые потомки соз- дателей развитой индобуддийской цивилизации, существовавшей в верхней части долины Кабула в доисламский период. В пантеонах соседних кафирских племен ашкунвамаи, кати, прасун, вайгали, а также у родственных пашаи по языку кафир-калашей Читрала никаких признаков индуистской «тримурти» не выявлено. Именно наличие следов древней индуистской системы в доислам- ской религии кафиров пашаи и их отсутствие у других племен исторического Кафиристана подтверждает генетическую связь предков пашаи с большой индуистской цивилизацией долины Кабула и миром индуизма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=