XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 135 Иранистика и афганистика влияние соседних этно-конфессиональных культур и абсорбируя чужеродные элементы, народы, исповедовавшие индуизм, сохраняли свою идентичность вплоть до победы ислама. Воинствующий индо-шиваизм последних домусуль- манских правителей Кабулистана, так называемых Хиндушахов-Кабулишахов (VIII–X вв.), которые, согласно ал-Бируни, происходили из рода брахманов Нан- грахара, способствовал последнему подъему индуизма накануне наступления исламской эпохи. Остаточные признаки доисламской культуры, обнаруженные в пределах расселения дардоязычных групп пашаи в Лагмане и Кунаре, местная топонимика и сведения единственного местного источника «Сифат-нама» указывают на то, что коренное население исторической области Лампакадеш (современные провинции Лагман, Нанграхар, частично Нуристан в восточном Афганистане) поклонялось Шиве вплоть до падения «лагмано-кафирской» коалициии и перехода племен пашаи в ислам во второй половине XVI в. В XI в. уцелевшие остатки коренного населения долины р. Кабул, не желавшие переходить в ислам, отступили в горные ущелья, где они в течение пяти веков сохраняли свою культурную идентичность и иногда оказывали сопротивление мусульманским правителям Кабула. Среди них были предки современных пашаи (согласно Г. Моргенстиерне, этноним «пашаи» означает «выходец из долины»). В самом конце XVI в. «Лагманский Кафиристан» пал и разрозненные группы пашаи стали переходить в ислам. Их соседи—кафиры кати, прасун, ашкун-вамаи и вайгали—продолжали сохранять свою этно-кон- фессиональную идентичность в соседних труднодоступных горных ущельях к северу и северо-западу от ареала пашаи еще в течение трехсот лет. В 1582 г. могольский наместник Кабула Мирза Мухаммад Хаким, сводный брат падишаха Акбара, предпринял военную экспедицию «против кафи- ров шестидесяти шести долин Лагмана». Мусульманское войско возглавил Хазрат Дарвиш Мухаммад-хан Гази. Сопровождавший войско накшбандий- ский дервиш Мухаммад Салим оставил описание этого похода в сочинении «Сифат-нама-йи Дарвиш Мухаммад Хани Гази» , которое в 1965 г. издал Дж. Скарчиа с итальянским переводом и комментарием тибетолога Дж. Туччи. Военная хроника «Сифат-нама» — единственный источник, содержащий уникальные сведения об исчезнувшей домусульманской цивилизации долин Алишанг и Алингар (пашаи). Эти сведения включают данные о вооружении, военной тактике, бытовой культуре, повседневной жизни, а также доисламских религиозных верованиях и ритуалах местного населения. Детальный анализ текста хроники позволил выявить в лагманском кафир- ском пантеоне второй половины XVI в. локальную индуистскую триаду верховных богов («тримурти»): Брахма ( Pandad ), Шива ( Sharway ), Вишну ( Lamandy ). Дж. Туччи верно идентифицировал Lamandy как Laman-deva (от санскр. Graman-deva ), «Хранитель селений», где lam — «деревня, селение» (пашаи). Sharway — хорошо известный в различных регионах Индии эпитет

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=