XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

134 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV большинство из которых хлопчатобумажные скатерти с изящным набойным рисунком, напоминающим орнамент ковров «райские сады». Особое место в собрании С. Тер-Аветисяна занимают костюмные комплексы, приобретенные согласно требованиям комплектования фондов ЭО РМ. Именно благодаря научно обоснованной концепции сбора этнографического материала в коллекциях представлены костюмы ахунда, дервиша, а также женский костюм горожанки-персиянки. Костюм исфаханской персиянки составляют нижняя и верхняя рубашки, куртка, нижние и верхние шальвары, нижняя юбка, арха- лук (плечевая распашная одежда), головные платок и два покрывала, чадра. В комплексе также представлен вероятно личный женский молитвенный коврик, названный собирателем джан-намаз . В состав костюма ахунда входят шаро- вары, рубаха, камзол, архалук, кушак, обувь, нижняя и верхняя шапки, чалма. Наиболее редким экспонатом музейных собраний является комплекс костюма и атрибутов дервиша, к сожалению, не полностью дошедший до наших дней. Изначально он включал рубаху, колпак, шерстяные веревки, названные собирателем «кистями в виде кос», тигровую шкуру, служащую плащом. В число атрибутов дервиша входили мешок для милостыни, рог и чаша для сбора пожертвований. Следует отметить, что среди привезенных предметов, относящихся к принадлежностям дервиша, однако не входящих в костюмный комплекс, представлена секира. Интерес к дервишам уже давно существовал в русской и европейской культурах. Фигура странника-мистика широко использовалась в литературе, а также живописи «ориенталистов». Наполненный символикой романтический образ отшельника-мудреца основы- вался у европейцев на представлениях о «классическом» мусульманском Вос- токе, соотносившемся прежде всего с арабскими и османскими культурными традициями. В коллекции С. Тер-Аветисяна, собранном для ЭО РМ, интерес к дервишу получил дальнейшее развитие, обозначив новый, иранский типаж, что расширило представления об этой знаковой фигуре исламского Востока. Даушвили Г. Д. (VACC, Кабул) К реконструкции остаточной формы индуизма у западных дардов (пашаи) во второй половине XVI в. С приходом ислама в долину р. Кабул коренная индуистская культура местного автохтонного населения стала быстро вытесняться. Находясь на северо-западном рубеже исторической территории индуизма еще с ведий- ских времен, индуистская культура коренного населения долины р. Кабул развивалась в тесном контакте с зороастризмом, буддизмом и «кафирским» индо-арийским культурным миром племен восточного Гиндукуша. Испытывая

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=