Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 551 Основным результатом сотрудничества В. М. Алексеева и его китайских наставников в деле изучения китайской народной картины считаются 粗畵解 說 – «Пояснения к грубым картинам», хранящиеся в Фонде Государственного Эрмитажа (ГЭ, ЛТ-6444: 1–7) и частично использованные при подготовке комментариев к изданиям эрмитажной части коллекции народной картины из собрания В. М. Алексеева. В Синологической картотеке информация об этом уникальном труде представлена следующим образом: Объяснения к первым 430 нумерам коллекции хуаров (нар. карт.). Сост. Мын Сидзё и некоторые другие (мало) 粗畵解說 . Опись 1 / дело 479а: Описания китайских народных картин и иллюстра- ций к произведениям художественной литературы. Автографы сяньшэнов с пометами В. М. Алексеева. Янв.-февр. 1926 г. 1101 л. Это дело представляет собой продолжение «Пояснений к грубым картинам», в него включены 12 небольших китайских тетрадок в клетку, некоторые озаглав- лены. Описания относятся к№№434–1458 коллекции няньхуа В. М. Алексеева, хранящейся в Эрмитаже. Последняя тетрадка не содержит отсылок к номерам картин. Она помечена как тетрадь № 23 под шифром 已 2 — 鎮宅驅邪 (Чжэнь- чжай цюй-се, альбом талисманов и заклинаний) 1 . 1926 г. — самая поздняя дата в документе. Сами записи однозначно сделаны в 1906–1909 гг., в 1926 г., как свидетельствуют пометы В. М. Алексеева, тетрадки были показаны некоему «китайцу Ли», который сделал указатели фразеологических оборотов ( чэнъюев 成語 ) и имен, которые встречаются в двух из 12 тетрадок. Эти указатели пока не обнаружены. Почему комментарии сяньшэнов к собранным В. М. Алексе- евым народным картинам оказались разделены между двумя учреждениями, Эрмитажем и академическим архивом, не вполне понятно. В. М. Алексеев сам отбирал народные картины религиозного содержания для Государственного музея истории религии, прилагая соответствующие рукописи сяньшэнов 2 . Основную часть коллекции передали в Эрмитаж после смерти академика, в 1956 г., туда же отошли и «Объяснения к грубым картинам», но комментарии ко второй части коллекции оказались в Архиве. Указать точное число комментариев сяньшэнов к народным картинам трудно. Мешает не только разбросанность материалов по разным фондам. Не 1 Подробнее см.: Виноградова Т. И. Мир как «представление»: китайская литера- турная иллюстрация. СПб: БАН; Альфарет, 2012. С. 29. 2 Терюкова Е. А., Завидовская Е. А. Академик В. М. Алексеев и Музей истории религии (Из истории создания экспозиции по истории религий Китая и формирова- ния китайской коллекции ГМИР) // Труды Государственного музея истории религии . Вып. 15. СПб., 2015. С. 78–104.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=