Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 543 По окончании каждого года стажировки В. М. Алексеев пишет на факультет отчет о своих занятиях 1 , несколько раз упоминая «туземных преподавателей». Под этим «неполиткоретным» термином понимаются представители китайской ученой элиты, сяньшэны 先生 , буквально—«господин», «учитель». В отчетах нет имен этих людей, лишь кратко очерчивается круг занятий с ними. Неофици- альные бумаги В. М. Алексеева содержат много сведений об учителях. Из того, что уже опубликовано, следует назвать прежде всего его дневники «В старом Китае», выдержавшие два издания 2 . Под влиянием этих дневников и альбомов с репродукциями собранных В. М. Алексеевым китайских народных картин, при подготовке которых были частично использовались написанные учителями заметки 3 , сложилось мнение, что сяньшэны в основном привлекались для комментирования сюжетов и образов народной картины. Неопубликованные архивные материалы предоставляют возможность восстановить многие под- робности взаимоотношений В. М. Алексеева с его китайскими учителями, что важно для понимания того, как формировался научный метод великого ученого. Основной массив бумаг академика сосредоточен в Фонде 820 Санкт-Петер- бургского филиала Архива РАН, опубликованная в сетиИнтернет оцифрованная опись фонда очень полезна 4 . В. М. Алексеев хранил свои бумаги в отдельных конвертах, содержимое которых формировал сам, и сам же подписывал на конвертах названия. В большинстве случаев именно эти, подлинные алексеев- ские формулировки были перенесены в архивные описи, правда, с ошибками машинисток, не владеющих китайским языком. Многие материалы В. М. Алексеева хранятся в фондах учреждений, где он работал, либо в тех, куда поступали собранные им в Китае коллекции: Эрмитаж, Государственный музей истории религии. Следует отметить усилия последнего по on-line публикации коллекций В. М. Алексеева с привлечением материалов сяньшэнов 5 . 1 Алексеев В. М. Три отчета о пребывании в Китае в 1906–1909 гг. // Алексеев В. М. Наука о Востоке. Статьи и документы. М.: ГРВЛ, 1982. С. 271–280. 2 Алексеев В. М. В старом Китае. Дневники путешествия 1907 г. М.: Издательство восточной литературы, 1958. (Русские путешественники в странах Востока); Алек- сеев В. М. В старом Китае. 2-е изд., испр. и доп. М.: Восточная литература, 2012. 3 Алексеев В. М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М.: ГРВЛ, 1966; Chinesische Neujahrsbilder / Text undAuswahl Maria Rudova. Leningrad:Aurora-Kunstverlag, 1988; Китайская народная картина няньхуа из собрания Государственного Эрмитажа: каталог выставки. СПб.: Славия, 2003. 4 URL: http://www.isaran.ru/?q=ru/ fund&guid=C567F2F3-EA55–8464–72A0- B50765609FC6&ida=2&str=алексеев в.м. (дата обращения: 05.08.2019). 5 Коллекция китайской народной картины из собрания академика В. М. Алексеева из фондов Государственного музея истории религии. URL: http://alekseev-collection. gmir.ru (дата обращения: 05.08.2019).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=