Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 525 В этот период стремительного, но недолгого расцвета отечественной тами- листики были изданы тамильско-русский (1960) и русско-тамильский словари (1965), переводы классических текстов древней тамильской литературы, такие как «Тирукурал» (1963); «Шилаппадикарам» (1966); пураны о бхактах («Повесть о заколдованных шакалах», 1963); древнетамильская лирика («Стихи на пальмовых листьях», 1979) 1 . Стало классикой отечественной индологии вышедшее в 1962 г. пионер- ское исследование А. М. Пятигорского «Материалы по истории индийской философии» с переводами некоторых важных текстов тамильской шиваитской традиции 2 , не утратившее своего значения и сегодня. В нем А. М. Пятигор- ский впервые представил отечественному читателю философские и этические идеи древней тамильской литературы, описал средневековую тамильскую литературу бхакти как единый комплекс, предложил новую психологическую методику описания и анализа культовых нарративов тамильского шайва-бхакти. Многочисленные приложения (переводы тамильских источников) имели самостоятельное значение, знакомя читателя с совершенно незнакомой ему средневековой культурой крайнего Юга Индии. На волне дружественных отношений с независимой Индией в СССР было принято решение о подготовке специалистов по живым индийским языкам. Первый набор в тамильскую группу состоялся в Ленинграде (было 2 набора 1960 и 1965 гг., всего подготовлено 8 человек). С 1965 г. регулярно набира- лись группы в ИСАА — всего 8 наборов (53 студента, получили диплом 48 человек). С 1970 г. преподавание тамильского языка и тамильской культуры в ИСАА и РГГУ (наборы 1994 и 2009 гг.) осуществлялось главным образом А. М. Дубянским (выпускник набора 1965 г.) 3 . Эмиграция А. М. Пятигорского и Ю. Я. Глазова и гибель С. Г. Рудина (1929–1973) 4 стали большой утратой для немногочисленного профессио- нального сообщества, но советская тамилистика продолжала развиваться А. М. Пятигорский не возобновил своих занятий тамилистикой. Недавно изданный сборник старых работ А. М. Пятигорского по-новому высветил его значение в разви- тии индологических исследований того времени. См.: Пятигорский А. М. Избранные статьи по индологии и буддологии: 1960–1970-е годы / отв. ред. Л. Н. Пятигорская; сост. В. Г. Лысенко. М.: РГГУ; Ин-т философии РАН, 2018. 1 См. библиографию в конце статьи. 2 Пятигорский А. М. Материалы по истории индийской философии. Материализм локайяты, индуистская система шайва-бхакти и другие философские и религиозные системы в средневековых тамильских источниках. М.: ИВЛ, 1962. 3 Студенты, изучавшие тамильский язык. URL: http://tamil.ivka.rggu.ru/article. html?id=2632243 (дата обращения: 20.09.2019). 4 Зограф Г. А., Гуров Н. В. Памяти Семена Гесселевича Рудина (1929–1973) // НАА. 1973. № 6. С. 238–240.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=