Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 499 Несколько слов следует сказать о глаголах, которые встречаются в данной конструкции. Как видно из примеров выше, наиболее частотным оказывается глагол ‘знать’ (прибл. 70% употреблений). Далее по частотности следуют гла- голы, близкие по значению — ‘увидел, что…’, ‘услышал, что…’, пример (8), а также глаголы с каузативным значением от указанных — ‘дал знать, что…’, ‘объяснил, что…’, ‘показал, что…’, пример (9): (8) r ājā tassa naṭṭha-bhāvaṃ sutvā (Jā. 92) царь его погибший-бытие услышав ‘Царь, услышав, что он погиб…’ (9) m ūsikāya khādita-bhāvaṃ ārocayiṃs u (Jā. 87) мышью съеденный-бытие рассказали ‘Рассказали, что мыши изгрызли [одежду].’ Редко встречаются и другие глаголы, как, например, «делать» или «верить» (примеры (10) и (11)): (10) puttas sa uṭṭhāya gamana-bhāvaṃ karohi (Jā. 444) сына встав хождение-бытие сделай ‘Сделай так, чтобы сын встал и пошел.’ (11) s ace… sarassa atthi-bhāvaṃ mayhaṃ na saddahatha… (Jā. 37) если… озера есть-бытие мне не верите… ‘Если мне не верите, что озеро существует…’ Достаточно редко в таких конструкциях слово с компонентом -bhāva выступает в качестве подлежащего, но это, как правило, пассивные кон- струкции: (12) ācariyena kira me dussīlabhāvo ñāto (Jā. 64) учителем ведь у меня дурной-нрав-бытие узнано ‘Ведь учитель узнал, что у меня дурной нрав.’ Как видно из приводимых примеров, все они взяты из одного источника, а именно из прозаических частей сборника джатак палийского канона, и это требует пояснений. Джатаки представляют собой собрание притч, сказок, анекдотов, которыми Будда поучал своих последователей в определенных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=