Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 483 основать и защищать школы для девочек в таком ортодоксальном городе, как Пуна. Социальное неравенство по конфессиональному и кастовому признакам отра­ зилось и на школах, создаваемых для девочек. Учениц распределяли по школам в зависимости от вероисповедания и социального статуса. Школы Бомбейского общества образования были только для христианских детей. Миссионерские школы пропагандировали социальное равенство и были ориентированы на представителей разных каст, однако, дабы набрать учениц из разных слоев и не вступать в конфликт с местнымнаселением, имприходилось учитывать традиции и особенности индийской социальной структуры. ВБомбее иАхмеднагаре суще- ствовали отдельные школы для махаров и мангов. В Пуне была отдельная школа для мусульманских девочек. Существовали отдельныешколыдля девочек-парсов, 2 гуджаратскиешколыдля девочек-банья. Были открыты 2 маратхскиешколыдля девочек, принадлежавших к высшим брахманским кастам, таким, например, как шенви и прабху. Отдельно действовала маратхская школа для девочек-шимпи. Школы Джотибы Пхуле были открыты для всех низших каст. Таким образом, можно подвести итог. Первые шаги в развитии женского образования в Бомбейском президентстве были предприняты зарубежными христианскими миссиями, преимущественно протестантскими. В дальнейшем индийские просветители поддержали идею женского образования и пере- хватили инициативу по созданию учебных заведений для девочек. Индий- ское общество встретило это нововведение довольно враждебно. Ораторы, принадлежавшие к консервативным индусским кругам, заявляли: «Такого образования никогда не было, не может быть и никогда не должно быть» 1 . Тем не менее миссионеры своими усилиями доказали, что внедрение женского образования в Индии осуществимо, а индианки, получившие образование, достойны восхищения. На начальных этапах усилия большинства этих миссионеров были сосредо- точены в Бомбее. Парсы первыми осознали важность образования для девочек и щедро спонсировали женские школы. Индусские пожертвования были очень скромными, и львиная их доля уходила на школы для девочек из брахманских семей. Школы для девочек из низших каст не имели местных спонсоров из-за существовавших предубеждений и отсутствия финансово независимых людей среди представителей низших каст. Образовательные успехи этих школ не были выдающимися, однако соци- альную значимость первых образовательных учреждений для девочек нельзя недооценивать. Само их появление стало прорывом для индийской системы образования, предоставив возможность девочкам из низших слоев населения освоить грамоту и прикоснуться к научным знаниям. 1 Allen D. O. India: Ancient and Modern. Boston, 1856. P. 324.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=