Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия 482 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 Миссионеры и реформаторы, выступавшие за образование девочек, вынуждены были бороться с множеством предрассудков, существовавших в индийском обществе. Считалось, что образование портит девочек и мешает их исполнению домашних обязанностей. Чистые касты боялись осквернения и утверждали, что в школу ходят только девочки из низших слоев. Миссио- неры все свои ресурсы: лекции, проповеди, а также периодические издания использовали для пропаганды образования девочек. «Бомбейский трактат» и Книжное сообщество проводили конкурс на лучшее эссе на родном языке на тему женского образования. Статьи на эту тему печатались в таких извест- ных и популярных периодических изданиях, как: «Дарпан», «Дньянапракаш», «Прабхакар» и в гуджаратских периодических изданиях. Другая трудность заключалась в том, как удержать девочек в школах на необходимый для образования период времени. Они обычно покидали школу по достижении одиннадцати лет, а в некоторых случаях даже раньше. Причин для столь раннего ухода из школы было множество в индийском обществе. Нерегулярность посещения была обусловлена рядом социальных и религиоз- ных обязанностей девочек, которые требовали их присутствия дома. Широко распространенные в то время детские браки сводили к нулю многие начинания по развитию женского образования. К тому же девочек старше двенадцати лет не посылали в школу, так как не всегда учителями были женщины. Девочки из бедных семей бросали школу в поисках работы, чтобы помочь семье. Для того чтобы удержать хотя бы отличившихся в учебе девочек, образовательные учреждения применяли систему грантов. В ряде случаев миссионеры для обеспечения посещаемости выплачивали девочкам суточные. Таким образом, хотя число школ и учащихся впечатляет, прогресс в области образования девочек был очень скромным. Отсутствие женщин-учителей было одним из основных препятствий к развитию женского образования. В этой связи следует упомянуть Гангабаи, первую женщину-учителя в Махараштре. Она работала в 1824 г. в течение шести месяцев в одной из школ для девочек Бомбея, управляемой американ- ской миссией. К сожалению, у нас очень мало сведений о Гангабаи. Скорее всего, она получила образование в одной из полковых школ, существовавших в Бомбейском президентстве с 1815 г. После 1848 г. мы встречаем упоминания уже нескольких имен индийских женщин-учителей. Это: Майна, Бхимабаи, Саи и Гирджи. Они были связаны либо с Миссией Свободной церкви, либо с церковным миссионерским обще- ством. В основном это были жены или дочери обращенных в христианство. Еще одним учителем была Чимабаи, которая преподавала в одной из маратх- ских школ Бомбея, но из-за плохого здоровья она преподавала только два года. Самой выдающейся женщиной-учителем той эпохи была СавитрибаиПхуле. Эта мужественная и стойкая женщина помогла своему мужу Джотибе Пхуле

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=