Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 481 Все эти миссионерские школы получали поддержку благотворительных организаций Великобритании и США. Шотландки в Эдинбурге создали «Дви- жение шотландских леди за женское образование в Индии». Женские ассоци- ации из разных городов Америки также оказывали содействие и финансовую помощь школам для девочек в Махараштре. Церковные сообщества ежегодно собирали средства в фонд развития женского образования в Индии. Женские ассоциации, поддерживающие миссионерские школы, были созданы в Бомбее, Пуне и Ахмеднагаре. В 1837 г. во время финансового кризиса в Америке они предотвратили закрытие нескольких школ для девочек. К середине XIX в. вМахараштре появилось новое поколение прогрессивной молодежи, получившей европейское образование. Они ратовали за доступность образования для всех представителей общества. Индийский филантроп и просветитель Джаганнатх Шанкарсет, выступая за развитие системы образования, стал одним из основателей Школьного сообщества и Национальной бомбейской школы, первой в своем роде в Западной Индии. В этой школе были классы для девочек. В дальнейшем школа неоднократно переименовывалась: в 1824 г. она стала Национальным бомбейским образовательным учреждением, в 1840 г. — Отделением народ- ного просвещения, а в 1856 г. —Колледжем Элфинстона, последнее название школа носит и по сей день. Студентами этого колледжа были: Балшастри Джамбхекар, Дадабхаи Наороджи, Махадев Говинд Ранаде, Рамакришна Гопал Бхандаркар. В 1848 г. Дадабхаи Наороджи при поддержке единомышленников органи- зовал «Студенческое литературное и научное общество». В 1849 г. Общество основало 3школы для девочек-парсов и 3школы для маратхских девочек. Позже 2 школы для девочек- парсов были открыты в Гуджарате. (В дальнейшем Пар- сийские школы для девочек были переданы на содержание Совету парсийских аристократов.) В 1858 г. от Общества было всего 9 школ для девочек: 4 — для парсов, 3 — для маратхских девочек и 2 — для девочек с гуджарати. Посте- пенно Общество расширило свою деятельность до Тханы, где оно открыло для девочек школу с маратхи и школу с гуджарати. Число девочек, находящихся на содержании Общества, составляло около 800 человек 1 . Многие парсы делали щедрые пожертвования на книги, призы, мебель и т. д. В 1859 г. Манокджи Курсетджи организовал английскую школу для индийских девочек. Первоначально она располагалась в его доме, где с девоч- ками занимались гувернантка-англичанка и его дочери. В 1863 г. Курсетджи основал Александровский национальный женский институт, названный в честь Александры Датской, принцессы Дании, супруги Эдуарда VII. 1 Proceeding of the Student Literary and Scientific Society, 1854–1856. Bombay, 1856. P. 13.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=