Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 479 рубашки, детскую одежду, вышивали простыни, наволочки, носовые платки и др. Деньги, вырученные от продажи изделий учениц, расходовались на нужды школы. В 1852 г. для обучения девочек навыкам домашнего хозяйства школы оборудовали учебными кухнями и прачечными. Женский комитет настаивал на том, что, покинув школу, девочки должны быть готовы к любым домашним обязанностям 1 . О заинтересованности британских правительственных кругов в развитии женского образования говорят цифры ежегодного финансирования. Согласно отчетам, в 1856 г. расходы на школы для девочек составили 20285103 рупий, в то время как в 1820 г. в эту сферу было вложено лишь 769030 рупий 2 . Доход- ную часть школ составляли также взносы и пожертвования британских офи- церов и гражданских чиновников. В списках спонсоров можно найти имена таких высокопоставленных лиц, как Маунтстюарт Элфинстон и Сэр Джон Малкольм. Помимо пожертвований школы выручали средства от продажи изделий, сделанных девочками; например, в 1846 г. собранная таким образом сумма составила 76 268 рупий. Примечательно, что список жертвователей и доноров содержит имена четырех парсов, а именно: Курсетджи Джамсетджи, Курсетджи Ковасджи Дади, Курсетджи Рустумджи Дади 3 . Еще одна попытка организовать женскуюшколу была предпринята секрета- рем комитета Церковного миссионерского общества Бомбея Джорджем Кэнди. В 1838 г. он основал в Бомбее школу-интернат для индо-британских девочек. Она была известна как Индо-британская миссия. В отчете за 1848 г. «Восточный христианский обозреватель» пишет: «Индо-британская миссия в Бомбее управляет как мужскими, так и женскими школами <...> они были организованы благодаря усилиям великодушных людей и очень щедрым пожертвованиям от ...Общества содействия христианскому знанию. <...> [которое] наиболее эффективно работает с индо-британской общиной, и ...не жалея сил, собирает рассеянных по Бомбею членов индо-бри- танской общины. ...В школы этого учреждения принимаются христианские дети, которые настолько обеднели, что не имеют возможности поступить в школы Бомбейского образовательного общества» 4 . Помимо английских властей развитию образования девочек в Махараштре способствовали протестантские миссионеры из Америки и Шотландии. В XIX в. к активной деятельности в Махараштре приступили: Американский совет, уполномоченный по делам зарубежных миссий, Церковное миссионер- ское общество Лондона, Шотландская миссия Эдинбурга. 1 Report of the Bombay Education Society. Bombay, 1852. P. 18. 2 Report of the Bombay Education Society. Bombay, 1820. P. 27. 3 Report of the Bombay Education Society. Bombay, 1827. P. 14. 4 Oriental Christian Spectator . 1848 (July). New York, 1834. P. 237–238.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=