Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия 478 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 просветителей в развитие образования девочек в Бомбейском президентстве в эпоху правления Ост-Индской компании. В Бомбейском президентстве первой организацией, позволившей девочкам учиться, стало «Бомбейское образовательное общество». Оно было открыто в 1815 г. благодаря усилиям архидиакона Бернса, первого архидиакона Бомбея. Первоначально цель этого учреждения заключалась в обучении европейских детей (как мальчиков, так и девочек) принципам христианства и привитии им культурных навыков, необходимых для адап- тации в европейском обществе 1 . В начале XIX в. в Бомбее проживало много детей с европейскими корнями. Большинство из них были лишены родительского внимания, жили за чертой бедности и не могли получить образование. Для снижения социальной напря- женности было решено создать для таких детей школы-интернаты, где их обе- спечивали питанием и одеждой. Многие из учащихся были сиротами и не имели жилья; другие были детьми военнослужащих с отдаленных постов Бомбейского президентства. Помимо содержания собственной школы-интерната Бомбейское образовательное общество помогало полковым школам, обеспечивая их обра- зовательной литературой и обновляя педагогический состав. Несмотря на то что цель данных учреждений заключалась в обучении европейских детей, дети индийцев также имели возможность обучаться в этих школах. Для девочек из низших каст это была единственная возможность повысить свой социальный статус. В докладе Общества за 1820 г. упоминаются 54 ученицы, посещавшие полковые школы, причем большинство из них были местными девочками 2 . Английская аристократия покровительствовала и оказывала финансовую поддержку подобным учреждениям. Президентом Бомбейского образова- тельного общества традиционно был губернатор Бомбейского президентства. В состав руководящего комитета входили как офицеры, так и гражданские лица. Для того чтобы следить за классами, а в дальнейшем и школами для девочек, был создан «Женский комитет», который проводил ежемесячные заседания. Женский комитет рассматривал заявления о приеме в школы, набирал учителей (преимущественно женщин), воспитателей и медсестер, а также осуществлял контроль за финансовой деятельностью. Кроме того, члены комитета следили за дисциплиной, входили в экзаменационные комиссии и помогали ученикам старших классов устраиваться на работу в качестве прислуги в домах евро- пейских семей. Учебная программа в этих школах состояла из чтения, письма, арифметики, английского языка, истории, географии и основ христианства. Для девочек обязательными предметами также были вязание и шитье. Они шили юбки, 1 Report of the Bombay Education Society. Bombay, 1846. P. 7. 2 Report of the Bombay Education Society. Bombay, 1820. P. 25.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=