Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия 448 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 На картине ДэнШу показана сцена, случившаяся на окраине одного из мно- гочисленных в Китае полей—к крестьянам принесли на подписание длинный свиток с коротким текстом «Сбор подписей в защиту мира». Они сооружают из мешков стол и, сгрудившись вокруг, по очереди ставят свои подписи. Видно, что это люди разных возрастов —от мала до велика. Кто-то, оживленно жести- кулируя, бурно обсуждает происходящее. Кто-то машет рукой и подзывает других крестьян, издали устремляющихся к столу. Среди последних заметно выделяется мужчина с перевязанной головой и костылем, напоминающий отставного раненого солдата. Он тоже спешит к столу. Сцена выглядит живой и натуральной. Жесты и лица людей показаны выразительно. Заметно, что они относятся к событию серьезно, придают ему немалое значение. Невзирая на то, что со времени образования КНР ко времени публикации альбома прошел только год, эти гравюры наполнены оптимизмом и уверенно- стью в том, что страна идет по правильному пути развития и ее ждет счастливое будущее. В каком-то роде синь няньхуа выглядят благопожелательными, так как в них показано то состояние общества, которое кажется авторам идеальным, которое если еще не достигнуто, то будет достигнуто. IV. Проблема преемственности няньхуа и синь няньхуа Многие картины имеют ярко выраженную связь с традиционной живописью гохуа и народным лубком. Она проявилась в использовании авторами некото- рых деталей (благопожелательные надписи на красных полотнах, иероглифы «счастье», выкрашенные в красный цвет тыквы, обилие детей и красного цвета), структурных и композиционных приемов (текстовый и изобразитель- ный параллелизм, подписывание изображений стихами, создание смысловых деталей), позаимствованных у более ранних няньхуа и традиционных картин. Например, «Дверные картинки» Чжан Цзяньвэня (ил. 4) представляют собой стилизацию под изображения «духов ворот» мэньшэней , вешавшихся на створки входных дверей и охранявших китайское жилище от нечистой силы и зла. Картина Чжан Цзяньвэня состоит из двух изображений, показывающих устремленных друг к другу рабочего и крестьянина, одетых в типичную для жителей города и села того времени одежду и ведущих в поводу лоша- дей. Примечательно то, что лошади принадлежат по-разному окрашенным мастям—белой и красно-коричневой. Едва ли по замыслу автора они должны символизировать темное и светлое начала китайской философии (т. е. инь и ян ) — скорее всего, такое противопоставление проявилось подсознательно под влиянием традиционного искусства, в котором оно часто встречается. Лошадь крестьянина нагружена продукцией сельского хозяйства (мешками с зерном, связками с зеленью). Сам крестьянин на плече несет красный нарядный мешок, наполненный дарами села (предположительно, шерстью
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=