Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия 388 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 туру китайских мусульман (браки, семейные отношения, внутриобщинные вопросы), и пополняется за счет заимствований из правовой терминологии фикха, используемой в Китае для описания правовых систем исламских государств. Эта часть китайской терминосистемы характеризуется наличием фонетических заимствований, в силу отсутствия соответствующих понятий в традиционной культуре Китая, однако со временем и эти термины все равно дополняются семантическими кальками: Исходный термин Транскрипция Фонетическое заимствование Калька Значение قياس qiyās 格亞斯 гэясы 援例 юаньли «на основании прецедента» استصلاح istislah 伊斯提斯拉赫 исытисылахэ 公益 гунъи «общее благо» استحسان istiḥsān 伊斯提哈桑 исытихасан 優選 юсянь «наилучший выбор» Таким образом, юридическая терминология, сложившаяся в рамках право- вой системы КНР, по внешней форме представляет собой романо-германскую модель, однако, по существу, несет ощутимый отпечаток конфуцианских пред- ставлений о морали и правовой культуре, где правовой акт призван выполнять не регулирующую, а преимущественно карающую функцию. Основу правовой системы Китая долгое время составляло именно уголовное законодательство, что на фоне общенационального культивирования добродетели и следования ритуалу 禮 ли развило у жителей Китая стойкое стремление избегать явных нарушений существующих норм и не соприкасаться с уголовными уложениями. На современном этапе в рамках заимствованной у Советского Союза рома- но-германской модели права терминотворческая деятельность в Китае ведется преимущественно через заимствование (в основном путем калькирования). Литература 1. Кейдун И. Б. Классический конфуцианский трактат «Ли цзи» и китайский ритуал конца XVII — начала XX в.: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2003. 2. Очиров О. Р. Терминология современного китайского языка // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета . 2009. № 3. С. 236–238. 3. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=