Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия 388 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 туру китайских мусульман (браки, семейные отношения, внутриобщинные вопросы), и пополняется за счет заимствований из правовой терминологии фикха, используемой в Китае для описания правовых систем исламских государств. Эта часть китайской терминосистемы характеризуется наличием фонетических заимствований, в силу отсутствия соответствующих понятий в традиционной культуре Китая, однако со временем и эти термины все равно дополняются семантическими кальками: Исходный термин Транскрипция Фонетическое заимствование Калька Значение قياس qiyās 格亞斯 гэясы 援例 юаньли «на основании прецедента» استصلاح ‎ istislah 伊斯提斯拉赫 исытисылахэ 公益 гунъи «общее благо» استحسان istiḥsān 伊斯提哈桑 исытихасан 優選 юсянь «наилучший выбор» Таким образом, юридическая терминология, сложившаяся в рамках право- вой системы КНР, по внешней форме представляет собой романо-германскую модель, однако, по существу, несет ощутимый отпечаток конфуцианских пред- ставлений о морали и правовой культуре, где правовой акт призван выполнять не регулирующую, а преимущественно карающую функцию. Основу правовой системы Китая долгое время составляло именно уголовное законодательство, что на фоне общенационального культивирования добродетели и следования ритуалу 禮 ли развило у жителей Китая стойкое стремление избегать явных нарушений существующих норм и не соприкасаться с уголовными уложениями. На современном этапе в рамках заимствованной у Советского Союза рома- но-германской модели права терминотворческая деятельность в Китае ведется преимущественно через заимствование (в основном путем калькирования). Литература 1. Кейдун И. Б. Классический конфуцианский трактат «Ли цзи» и китайский ритуал конца XVII — начала XX в.: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2003. 2. Очиров О. Р. Терминология современного китайского языка // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета . 2009. № 3. С. 236–238. 3. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=