Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия 384 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 К началу реформ Шан Яна ( 商鞅 ) стандартной формой правового акта в Китае была 法 фа , которую по замыслу правителя области Шан следовало превратить в 律 люй ( 改法為律 гай фа вэй люй ), что, собственно, он и сделал, создав на базе 法經 фацзин уложение циньских законов 秦律 Цинь люй. Государ- ственные реформы периодов Чуньцюи Чжаньго унифицировали использование термина 法 фа , который стал применяться как родовой, например: 法經 фацзин «Свод законов» в царстве Вэй, 被廬之法 бэй лю чжи фа в царстве Цзинь. Именно на базе 法 фа позднее формируется понятие 法典 фадянь «кодекс». Еще один термин, который входит в юридическую практику после реформ Шан Яна как форма правового акта с широкой сферой применения, это 律 люй «устав»: 田律 Тянь люй царства Цинь (по сути, первый в Древнем Китае нормативный документ, регулировавший отношения в сфере охраны природ- ных ресурсов и экологии), 九章律 цзю чжан люй «Кодекс в девяти главах» династии Ранняя Хань. Начиная с династии Вэй в законодательной традиции Китая наблюдается преемственность нормативной базы при создании каждой последующей династией «Свода уголовных уложений»: 魏律 Вэй люй «Свод уголовных уложений Вэй», 晉律 Цзинь люй «Свод уголовных уложений Цзинь», 唐律 Тан люй «Свод уголовных уложений Тан», 大明律 Да Мин люй «Свод уго- ловных уложенийМин», 大清律 Да Цин люй «Свод уголовных уложений Цин». Правоприменительная практика того времени опиралась на закрепленный в уложениях принцип верховенства ритуала 依禮制刑、禮法合一 и ли чжи син, ли фа хэ и «С помощью ритуала устанавливать наказание, ритуал и закон едины». В целом многие положения уголовных уложений напрямую отсылали к нормам 禮記 «Ли цзи», из которого черпались даже виды составов престу- плений, например: 大不敬 да бу цзин «оскорбление старшего, дерзость»; 同 居相隱 тун цзюй сян инь « члены семьи друг друга покрывают» (принцип, запрещающий родственникам, живущим вместе, свидетельствовать против друг друга); 八議 ба и «восемь смягчающих обстоятельств» (при определении наказания); 五服制罪 у фу чжи цзуй «наказание определяется по 5 степеням траура» (принцип определения тяжести наказания в зависимости от степени родства, которая была закреплена в нормах ношения траура по усопшему). В эпоху династии Тан (VII–IX вв.) появляется первый в истории Китая административный кодекс 唐六典 Тан лю дянь «Шесть уложений Тан». Его название 典 дянь восходит к трактату 周禮 Чжоу ли «Чжоуские ритуалы», тексту предшествовавшему «Ли цзи». В разделе 天官 Тянь гуань «Небесные чиновники» 周禮 «Чжоу ли» говорится о 六典 лю дянь «Шести кодексах», опре- деляющих различные аспекты функционирования идеальной политической системы. Использованием этого термина танские законотворцы стремились подчеркнуть преемственность традиций между совершенномудрыми правите- лями древности и правотворчеством соответствующей эпохи. После появления административного кодекса 唐六典 Тан лю дянь и целого пласта кодифици-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=