Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 355 размахивал руками, чтобы усилить впечатление от слов, но сила его убеждения, его скромность притягивали к нему слушателей» 1 . Док писал об особом доверии, которым пользовался Ганди среди соотече- ственников. «Они знали ему цену и любили его. Любые попытки игнорировать или оскорбить их лидера делали индийцев более решительными» 2 . Док назвал Ганди мечтателем. «Он мечтает, — пишет автор, — сплотить вое- дино индийскую общину в Южной Африке общими интересами и идеалами. Но делать это он будет так, чтобы Южная Африка могла гордиться ее гражданами сВостока ипредоставила импоправу те привилегии, которымипользуется каждый британский подданный. Он готов умереть за это» 3 . Док называет Ганди мечтате- лем-практикомирассказывает о том, что тот уже сделал для реализации этоймечты Джозеф Док использовал термин «пассивное сопротивление», говоря о борьбе индийцев. Так он назвал и одну из глав. Автор считал, что идея пас- сивного сопротивления как метод противления злу уходит корнями в индий- скую философию. Он отметил влияние на формирование мировоззрения индийского лидера идей Д. Раскина, Г. Д. Торо. Но, «несомненно, и граф Толстой повлиял на него. Старый русский реформатор простотой своей жизни, смелостью своих высказываний и природой своего учения о борьбе и труде нашел искреннего приверженца в Ганди» 4 . Однако он признал, что Ганди термин «пассивное сопротивление» не нравился, так как не отражал всей сути борьбы индийцев. «Позже я введу термин, чтобы он был хорошо знаком и легко понимался», — сказал Ганди Доку 5 . И хотя в книге Джозефа Дока еще нет этого нового названия, именно в 1908 г. тактика борьбы, предложенная Ганди, станет известна во всем мире как сатьяграха 6 . Пытался Док разобраться и в религиозных взглядах своего героя. Он считал Ганди религиозным человеком, который видел в религии практиче- скую силу. «Я задался вопросом, — писал Док, — может ли какое-нибудь религиозное вероучение быть достаточно емким, чтобы выразить его взгляды, или какая-нибудь церковная система достаточно обширна, чтобы соединить их. Иудаизм и христианство, индуизм, магометанство, зороастризм, буддизм, конфуцианство — все они занимали свое место в его сердце» 7 . Док пришел 1 Doke Joseph J. Op. cit. P. 51. 2 Ibid. P. 71. 3 Ibid. P. 80. 4 Ibid. P. 100. 5 Ibid. P. 101. 6 Сатьяграха: сатья — истина, воплощенная в любви; аграха — твердость духа. Отсюда — упорство в истине, основанное на ненасилии. Тактика ненасильственного сопротивления, примененная Ганди вЮжной Африке в форме кампаний гражданского неповиновения. 7 Doke Joseph J. Op. cit. P. 107.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=