Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 276 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 В. В. Бартольд неоднократно подчеркивал, что тюрколог, как и иранист (историюИрана до монгольского периода также приходится изучать преимуще- ственно по иноземным источникам—греческим и арабским), редко становится историком. Для изучения истории тюркских народностей недостаточно быть тюркологом, необходимо быть также, смотря по тому, какой эпохой интересу- ешься, синологом, арабистом или иранистом 1 . Памятуя эти слова основателя русского туркестановедения, студенты со специализацией «история Центральной Азии» обязательно изучают с пер- вого курса два восточных языка — турецкий и персидский, а с третьего курса еще — таджикский или узбекский. Обратимся теперь к кавказскому циклу. Кавказское направление на Восточ- ном факультете активно развивалось с середины XIX в., прежде всего благо- даря стараниям выдающегося востоковеда, декана факультета в 1855–1861 гг., члена-корреспондента Академии наук Мирзы Казембека. В дальнейшем, на рубеже XIX–XX веков, оно было представлено филологическими програм- мами. Были открыты азербайджанское, грузинское и армянское отделения. Наиболее выдающимся представителем кавказоведения в этот период был академик Н. Я. Марр (1864–1934). В дальнейшем весомый вклад в данную отрасль востоковедения внес академик И. А. Орбели (1887–1961), который в 1955 г. возглавил кафедру истории Ближнего Востока ЛГУ. В последующие годы изучение Кавказа в Петербургском (Ленинградском) университете было практически прекращено. Основные учебные программы и курсы стали пре- подаваться в университетах союзных республик Закавказья. Направление, которое представляли Н. Я. Марр и И. А. Орбели — изучение «христианского Кавказа», т. е. понимания кавказоведения как суммы грузино- и армяноведе- ния, — практически угасло. Вместе с тем в 1920–1970-х годах родился новый подход к кавказоведению как к комплексной дисциплине, охватывающей весь историко-культурный ареал от северных предгорий Кавказского хребта до южных границ закавказских республик. В силу особенностей национальной политики недавнего прошлого этот огромный регион рассматривался как сообщество изолированных этниче- ских анклавов, границы которых определялись административными решениями топонима // Проблемы изучения нематериального культурного наследия народов Казахстана и Центральной Азии: топонимика, эпиграфика, искусство. Сборник мате- риалов международной научной конференции. Алматы: EVO PRESS, 2014. С. 56–65; Султанов Т. И. Туркестан: историко-политологическое и географическое содержание термина // Энергия Казахстана. Алматы. 2000. № 3. С. 79–83; Кляшторный С. Г., Султа- нов Т. И. Государства и народы Евразийских степей. ОТ Древности к Новому времени. Третье издание, исправленное и дополненное. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. С. 5–13. 1 Бартольд В. В. Сочинения. Т. V. М., 1968. С. 19, 454–455.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=