Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 275 1 февраля 1996 г. — это официальная дата рождения новой, двенадцатой по счету в то время, кафедры на Восточномфакультете СПбГУ. В действительности новая кафедра начала свое функционирование с начала 1995 г., когда начался подбор преподавательского состава кафедры, когда были созданыпрограммы для начальных курсов бакалавриата, когда были набраны две группы студентов со специализацией «история Центральной Азии и Ирана», «история Центральной Азии и Турции», которые вначале числились по кафедре истории стран Ближнего Востока. А сама же идея создания новой кафедры впервые была высказана проф. В. Г. Гузевым и С. Г. Кляшторным (и горячо поддержана академикомМ. Н. Бого- любовым, проф. И. М. Стеблин-Каменским, Н. Н. Дьяковым и другими автори- тетными учеными Петербурга) еще в период распада единого политического, экономического и культурного пространства СССР и появления на юго-востоке обновленнойРоссии суверенных государств под новымсобирательнымназванием «Центральноазиатские республики»; в период, когда отменялись старые порядки и отвергались традиционные взгляды и повсюду — от Камчатки до Бреста и от Североморска до Кушки—преобладание получили разрушительные тенденции. Именно в это многотрудное для страны, для науки время члены Ученого cовета Восточного факультета СПбГУ единогласно поддержали идею создания новой кафедры и своими решительными действиями ускорили ее официаль- ное учреждение. Это, несомненно, было своевременное и мудрое решение. Ибо, как заметил еще В. В. Бартольд, опыт истории показывает, что в области науки, как и во всякой другой, необходимо, чтобы созидательная работа не откладывалась до окончания разрушительной, но шла параллельно ей, чтобы критика традиционных взглядов не приводила к беспочвенному скептицизму и субъективному произволу, чтобы одновременно с разрушением старого здания возводилось новое, на более прочных основаниях. С момента формирования новой кафедры предполагалось и планировалось ее функционирование как исторической кафедры факультета. И вполне понятно поэтому, что востоковедное образование и востоковедные исследо- вания на новой кафедре базируются на принципах научной школы академика В. В. Бартольда, главными из которых являются: • осознание историко-культурной целостности Туркестана, его историче- ской близости к цивилизациям Передней Азии и решительный отход от сложившейся в 1930–1970-х годах тенденции видеть в истории Туркестана лишь сумму локальных и национальных историй; • комплексное и системное изучение всего репертуара мусульманских источников средневекового периода, а на их основе — и само изучение истории Востока 1 . 1 О термине Туркестан и о подходах к туркестановедению как к востоковедной дисциплине читайте: Джандосова З. А. Десять Туркестанов: разные значения одного

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=