Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 274 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 и архивный указатель) 1 . До этого события труды В. В. Бартольда не были полностью доступны даже в основных востоковедных центрах СССР и не формировали с достаточной ясностью для новых поколений ученых целостной системы, именуемой обычно «научной школой». Учениками и продолжателями В. В. Бартольда на Восточном факультете и в Азиатском музее (ныне Институт восточных рукописей РАН) было по существу все последующее поколение вплоть до нынешнего поколения исто- риков-востоковедов, в тематике научных исследований которых Средняя Азия занимала немалое, а зачастую основное место до административного упразд- нения туркестановедения в Ленинграде в конце 1940–1950-х гг., связанного с репрессиями и иными действиями того же плана. Тогда же туркестановед- ческие исследования были переданы в академии наук союзных республик Средней Азии. Однако, несмотря на свою формальную ликвидацию, туркеста- новедение продолжало сохраняться в латентном состоянии; сохранялись также кадры историков-востоковедов и источниковедов, продолжавших освоение тех рукописных сокровищ и иных материалов, которые имеются в Петербурге. Что касается петербургско-ленинградской научной школы, то в послед- ние десятилетия существования СССР среднеазиатские исследования (часто достигавшие выдающихся результатов) были сосредоточены на археологии (В. Массон, А. Мандельштам, Б. Маршак, Евгений и Тамара Зеймаль), этно- графии (Н. Кисляков, А. Розенфельд, В. Курылев) и лингвистике (В. Лившиц, И. Стеблин-Каменский), тогда как изучение средневековой, новой и новейшей истории считалось прерогативой национальных республик. Изменение политической карты Евразии в последнее десятилетие двадца- того столетия коренным образом преобразило структуру кадровых потребно- стей российского общества и государства. В условиях новой геополитической реальности, возникшей в связи с распадом СССР и появлением независимых государств в Центральной Азии и на Южном Кавказе, в России возникла потребность в подготовке высококвалифицированных экспертов по Цен- тральной Азии и Кавказу. В создавшейся политической и научной ситуации возрождение туркестановедения (среднеазиатоведения) и кавказоведения стало актуальнейшей задачей современного востоковедения. Учитывая нынешние интересы России, ее научные традиции и ее роль на Востоке, сознавая неотложный характер мер по формированию учебного и научного центра с центральноазиатским и кавказским циклами, в соответ- ствии с решением Ученого совета СПбГУ от 27 ноября 1995 года, приказом ректора Л. А. Вербицкой 1 февраля 1996 г. на Восточном факультете Санкт-Пе- тербургского государственного университета впервые была открыта кафедра Центральной Азии и Кавказа . 1 Бартольд В. В. Сочинения. Т. I–IX. М.: Наука, 1963–1977.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=