Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 255 wanted in terms of financial aid. Makarius’ first trip was followed by another one in 1666–1668, in response to the invitation of visiting Russia to give his opinion on the issue of the Russian Patriarch Nikon. This speaks volumes about the respect of the Russians for the Patriarch of Antioch. It is thanks to these journeys that relations between the Orthodox Church of Antioch and Russia have grown stronger over the centuries. Keywords: Russia; Antioch; Antiochian Orthodox Church; Russian Orthodox Church; Hegumen Daniel; Ivan IV the Terrible; Patriarch Makarius Ibn al-Za’im; Patriarch of Antioch Joachim V; Tsar Alexei Mikhailovich; Patriarch Nikon. Джульетта Раcси (Ливанский университет, Бейрут, Ливан) Отношения между Антиохийской православной церковью и Россией в XVI–XVII вв. Резюме : Отношения Русской православной церкви и Антиохийской православной церкви восходят к Средневековью, когда в начале XII в. русский паломник игумен Даниил прибыл на Восток для посещения Святых мест. В то время христианский Восток контролировали крестоносцы, которые завоевали его и создали государства, просуществовавшие почти двести лет. Православные христиане подчинялись франкам, их церкви и монастыри, в том числе церковь Воскресения и главный храм Антиохийского православного патриархата — церковь Св. Петра, были конфискованы. Первая поездка восточного патриарха в Россию относится только к XVI веку, когда в 1585 году Патриарх Антиохийский Иоаким V (Йуваким Давв) в сопровождении восточных клириков и мирян отправился в Россию, прибыв в Москву в 1586 году. Русский царь Иван IV Грозный ранее посылал денежную помощь восточным церквям, в том числе Александрийской и Иерусалимской церкви, так что главной целью путешествия патриарха было обращение с просьбой о материальной помощи антиохийским православным христианам, страдающим от тяжких налогов, наложенных Османской империей. ПатриархАнтиохийский был хорошо принят царемФедором, сыномИвана IV, который удовлетворил пожелания патриарха. Таким образом, поездка Иоакима V в Россию завершилась успешно. Не менее успешной она была и для России. В то время русский царь хотел превратить Московскую метрополию в Патриархию, в связи с чем он обратился за поддержкой к Антиохийскому патриарху, который согласился обсудить этот вопрос с другими восточными патриархами. В конечном счете в конце XVI века просьба русского царя была удовлетворена. За первой поездкой Иоакима, уже в XVII в., последовала еще одна поездка Антиохийского патриарха — Макария ибн аз-За‘има. Движимый более насущными, чем прежде, финансовыми соображениями, он отправился в Россию и другие христианские страны, чтобы просить помощи у русского царя Алексея Михайловича и других христианских государей. В то время положение православных христиан стало еще более сложным. С одной стороны,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=