Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 247 подробности отливки знаменитого большого колокола в Москве. Говорится об особенностях колокольного звона: колокола не раскачивают веревками, как в Молдавии и в земле казаков, но к их железным языкам привязаны бечевки, и в них звонят снизу подростки и дети, ударяя языком о края («прекрасное и остроумное устройство») 1 : واما نواقيسهم التى فى صوامع كنايسهم فجميعها من نخاس اصفر جان [شان؟] بديع ومن نقر صغير حسهم لبعد بعيد يشيع. ولكنهم لا يحركوهم كالبغضان والقزق بالحبال والرجال. لكنهم مربوطين فى السنتهم الحديد بخيطان ويطرقونهم على حافاتهم من تحت الاولاد و الاطفال ويطلع لحسهم رنه لطيفه عظيمه حلاوه وحركه حسنه زريعه. В записках рассказывается и о церковных песнопениях: в Московской Руси они исполнялись басом, широко, чувствительно, трогая сердце ,)بصوت منخفض عريض حنون حلو يفتفت القلب( у греков же и в Сирии — высоким голосом ( (بصوت عالى 2 . Говорится о сладостном пении с красивой мелодией в земле казаков 3 )واهل الخورص وهم يترنموا صلوات لديده من فم واحد( и об изменениях, происшедших после Смоленского похода и присоединения Малороссии: по указанию Алексея Михайловича в Москву были привезены мальчики-пев- чие из земли казаков, а в Новодевичий монастырь переселены монахини из западных земель ) ,(روسيات также восхитившие путешественников своим пением: وبالاكثر ما كان يستلد البطرك والملك الا من صلاة اولاد القزق لان الملك جاب معه منهم كثيرين من بلاد. دير نوفودافيج اعنى دير الراهبات البنات خارج المدينه الذى كما كنا ذكرنا اولا ان الملك والبطرك >...< ولما وصلنا اليه خرجوا لاستقبالنا >...< اخرجوا منه كل راهبات المصكوفيات واسكنوا به روسيات جميعهم وعادوا امامنا يترنمون نغمه تخرج القلوب الى ان صعدنا للكنيسه كالعاده وهم يترنمون اكسيون 4 استين. وبالعجب من اتفاق نغمتهم وحلاوتها. Как известно, на Руси после крещения культивировалось церковное пение, основанное на заимствованном из Византии осмогласии (знаменное пение и позже — его варианты). В XVII в. началось знакомство с гармоническим, или партесным пением, пришедшим из Юго-Западной Руси, где оно возникло на рубеже XVI–XVII вв. под западноевропейским влиянием. Это была одна из промежуточных стадий в развитии русского церковного пения, в котором уже позже возникли так называемый «строгий стиль» 5 и затем «московская 1 رحلة Л. 113б, 3–114а. 2 رحلة Л. 224а. 3 Voyage P. 367 (603)–368 (604). 4 رحلة Л. 324б. 5 П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, С. А. Танеев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=