Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 246 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 واما اصداغ ابوابها وشبابيكها فهى كالعواميد المخروط مشغل بديع لتستدين لاصداغ رقيقه شبه عامود رفيع. В храмах над главным входом помещают образ, по имени которого названа церковь 1 : وعلى الباب الكبير ايقونة نياح السيدة لتعرف الناس اسم الكنيسه. وهنا طقسهم فى كل كنايسهم. Путешественников восхитила конструкция кровли церквей, характерная для русской архитектуры XVI–XVII вв. — в виде многоярусных кокошни- ков (по словам автора, красивое сооружение, похожее на кедровую шишку ) جوزة الصنوبر( или артишок ( )ثمرة الارضى الشوكى 2 : واما صفة سطح هذه الكنيسه وكل الكنايس المذكوره فهو كانه جوزة الصنوبر او ثمرة الارضى الشوكى لان ما لهم سطح سوا ولا جمالون ولكن فى كل جهة من جهة حيطانها الادرج صفة ثلاث قناطر وفوقهم غيرهم اصغر ثم اصغر حول القبه عليها صيغه حسنه جدًا. Сказано о почитании икон, разнице в их расстановке в Сирии иМосковской Руси. В отличие от Сирии, нет ни лампад с маслом (т.к. оно дорого и зимой замерзает), ни больших медных подсвечников, но большие толстые расписные свечи устанавливаются в укрепленных [в полу] каменных столбах с резьбой. Наверху столбов —жестяной кружок, куда вставляют большие и малые свечи, т.к. принято, что каждый прихожанин приносит с собой в церковь свечу и зажи- гает её перед образами 3 : ما عندهم مثلنا قناديل بزيت لانه غالى ويجلد فى شتا ولا شماعدين من النحاس الكبار ولكن شمع غلاظ [حجار؟] منقوشات فى ركايز من حجر منقوشات مركوزات. وفى روسهم دايره من تنكا يغرزوا بها شموع صغار و كبار. لان عداتهم كل من ياتى الى كنيسه يجيب معه شمعه يشعلها امام ايقونات. Отмечается отличие внешнего вида луковичных куполов в Московской Руси (они приподняты, тонки — )لانهم ممشوقات رفيعات от полусферических куполов в византийском стиле в Сирии и стране казаков (они широки и круглы — ) لانهم مثل قباب بلادنا واسعات مدورات 4 : Даже в самой малой и бедной церкви над дверями было по десять боль- ших и малых колоколов, которые звонили в воскресенье, праздничные дни и в канун больших праздников — сначала поочередно, потом вместе. От их гула дрожала земля, поэтому путешественники не спали по ночам. Приведены 1 رحلة Л. 320б. 2 رحلة Л. 131а. 3 رحلة Л. 130б. 4 رحلة Л. 114а.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=