Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 243 ниями Патриарха Макария и его советами касательно новшеств и различных погрешностей в делах веры ) (عن بدع ومناقص شتا فى الدين 1 , по совету Макария был переведен ( )فسر с греческого на русский и издан служебник литургии .(قنداق القداس) По просьбе Никона и царя восточные иерархи фиксировали московские отличия от греческих обрядов, но в то же время Макарий в ряде случаев придерживался местных правил. Так, он благословлял «московским благословлением» 2 ,)البركة المصكوفية( то есть непосредственно касаясь лица, плеч и груди благословляемого ( .)على جبهته واكتافه وصدره Во время второй поездки в Москву Макарий присутствовал на Соборе в 1666 г., осудившем Никона. В сочинении есть упоминания о миссионерской деятельности Русской православной церкви среди разных народов (казанских и сибирских татар, черемисов, калмыков, башкир, мордвы, монголов, ногаев, черкесов), и при- нятие ими крещения, иногда «от всего сердца» ( ,)من كل قلوبهم но часто — ради вознаграждения 3 : (اكثرهم) رغبةً فى تياب وهبات الملك من الاموال والعلوفه Русская православная церковь имела обширные контакты с зарубежными православными престолами 4 . У Макария и Павла были предшественники, 1 رحلة Л. 240б. 2 رحلة Л. 134б. 3 رحلة Л. 163б. 4 О контактах Московской патриархии с патриархатами Востока в XVII в. и об их организационной и содержательной сторонах и политической подоплеке см. в публ.: Каптерев Н. Ф. Приезд бывшего Константинопольского Патриарха в Москву в 1653 г.  // Чтения в О-ве любителей духовного просвещения . 1889. Кн. 10. С. 373–385; Капте- рев Н. Ф. Русская благотворительность Синайской обители в XVI, XVII и XVIII столе- тиях // Чтения в О-ве любителей духовного просвещения . 1881. Окт.–нояб. С. 363–414; Каптерев Н. Ф. Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия // Правосл. Палест. сб . 1895. Т. 15. Вып. 1(43). 840 с.; Крачковский И. Ю. Описание путешествияМакария Антиохийского как памятник арабской географической литературы и как источник для истории России в ХVII в. // Крачковский И. Ю. Избр. соч.: в 6 т. Т. 1. М.; Л.: Наука, 1955. С. 259–272; Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература // Крачковский И. Ю. Избр. соч.: в 6 т. Т. 4. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 688–689; Панченко К. А . Ближневосточное православие под османским владычеством. Первые три столетия, 1516–1831 / отв. ред. С. А. Кириллина. М.: Индрик, 2012. С. 345–422; Панченко К. А . Россия и Анти- охийский Патриархат: начало диалога // Россия и Христианский Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 206–208; Пумпян Г. З. Христианско-арабские контакты Московской Руси XVII в. и Русское государство в христианско-арабской географической литературе (Путешествие Патриарха Макария Антиохийского) // ASIATICA: труды по философии и культурам Востока / Санкт-Петербургское философское о-во; под ред. Т. Г. Туманяна, В. В. Маркова. СПб.. 2018. Вып. 12(2). С. 98–122.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=