Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 238 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 упоминания о пьянстве, правда, капитанЖакМаржеррет (Маржерре) 1 отмечает, что хмельное «разрешается только для известных годичных праздников» 2 . Здесь следует отметить, что в записках Павла Алеппского в какой-то мере нашла отражение реформаторская деятельность, начатая кружком ревнителей духовного благочестия, или «боголюбцев», возникшим в 30-х годах XVII в. Боголюбцы, обеспокоенные всеобщим падением нравов и хаосом после смуты и стремясь к нравственному оздоровлению духовенства и гражданского обще- ства, выступили против пьянства, предлагали меры к упорядочению церковного богослужения. Среди них были такие церковные деятели, как духовник царя Стефан Вонифатьевич (в иночестве Савватий), нижегородский священник И. М. Неронов (о. Григорий), протопоп Аввакум. На первых порах их под- держивал и Никон 3 . 11 августа 1652 г. он издал «указ, ограничивавший и даже совершенно запрещавший продажу водки по праздникам и некоторым постным дням. <…> продажа водки духовенству и монахам была запрещена <…>» 4 . В записках Павла примеры реализации этого указа в самых жестоких формах встречаются многократно. В дальнейшем в ходе церковной реформы Никона бóльшая часть боголю- бцев и патриарх стали непримиримыми врагами, боголюбцы в большинстве своем оставались ярыми приверженцами старомосковского богослужения. Однако после раскола их идеи получили широкое распространение и под- держку старообрядцев 5 , что во многом может объяснить формирование в их среде особого нравственного строя с присущими им трезвостью, деловито- стью, аккуратностью, трудолюбием, что в дальнейшем позволило им сыграть заметную роль в  индустриальном развитии России. У западных путешественников упоминания о борьбе с пьянством в Москов- ской Руси не встречаются, но само движение боголюбцев не осталось ими вовсе не замеченным. Так, шведский агент в России Адольф Эберс в донесе- ниях правительству называл это течение «московская реформация» 6 . В эпоху 1 Жак Маржеррет (1550-е гг. —после 1618 г.) —француз, капитан отряда иностран- ных наемников; служил у Лжедмитрия I, командовал отрядом иностранной стражи в Кремле; служил у Лжедмитрия II и затем у Сигизмунда III. В 1611 г. уехал из России. 2 МаржерретЖак . Состояние Российской державыиВеликого княжестваМосковского, с присовокуплением известий о достопамятных событиях четырех царствований, с 1590 по сентябрь 1606 г. // Россия XVII в.: воспоминания иностранцев. Смоленск, 2003. С. 15. 3 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: в 2 т. М.: Изд-во В. Секачев, 2016. Т.1. С. 1 –105. 4 Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: в 2 т. М.: Ин.т ДДИ=ДИК, 2016. Т. 1. С. 160. 5 Там же. Т. 1. С. 126. 6 Донесения Эберса: Форстен Г. В. Сношения Швеции и России во второй половине XVII века (1648–1700) // Журн. М-ва нар. просвещения . 1898. Т. II. № 165 (февр.). С. 221.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=