Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 237 в облачениях несли хоругви, кресты, иконы; позади шли архиепископ рязан- ский и четыре архимандрита в облачении и митрах. Тут были все городские священники. Один из дьяконов нес за царем крест на блюде. В первое воскресенье Великого поста жители в лучших одеждах шли в церковь. Описаны пост, кушанья во время трапез у царя и в монастыре, постная еда простого народа: каша, похожая на вареные бобы, и горох — ,المازارى المشابه للجلبان وفول سلوق  соленые капуста и огурцы ) ,)ملفوف وخيار مكبوس фиолетовые и белые бобы ( (فول بنفسجي وابيض 1 . Это сравнивается с постом в Сирии: нет чечевицы ) (عدس и овечьего гороха ) ,(حمص только в домах у франков по цене дороже перца. Нет ничего дешевого, кроме рыбы. Цер- ковные правила строго соблюдались и при дворе. Приемы у царя и бояр сопровождались молебнами. Особенно строгий надзор бывал над жите- лями в течение первой недели поста, по средам и пятницам, на Страстной неделе и в первые четыре дня Пасхи, чтобы люди не пьянствовали, иначе их стегали без всякого милосердия и жалости. Горе тому, кого встречали пьяным или с винным сосудом в руках! Его обнажали в этот сильный холод, скручивали руки за спиной, палач шел позади, провозглашая совершенное им преступление, и стегал его по плечам и спине длинной плетью из сырых бычьих жил 2 : ويا ويل ان وجدوا احدًا سكرانا او بيده وعاء مسكر Постились царь и вельможи; разговлялся царь обычно сладким компотом )وفطر على خشاف حلو حسب عادته( и посылал его всем вельможам ( وارسل فرقه[؟] لكل )اكابر 3 . Славилась монастырская кухня. Радостными описываются пасхальные дни и другие церковные празд- ники. В четверг по Пятидесятнице жители Москвы отправлялись с радостью и весельем за город с царем, царицей и патриархом для раздачи милостыни и совершения служб и поминок, торговля переносилась за город. В осталь- ные церковные праздники питейные дома запечатывали, а в первую неделю поста торговли не было вообще. Никон осуществлял строгое наблюдение за трезвостью духовных лиц 4 : ومتى ما يسمع عن احد خطاء حتى عن السكر ينفى ذلك الانسان للحال لان الينكچاريته دايره دايما في المدينه متى ما وجدوا احدًا من الكهنه والرهبان سكران .....يسجنونه بكل هوان Однако в гостях под конец обеда было принято выпить чарку до дна за здо- ровье хозяина дома и хозяйки. В описаниях иностранцев оМоскве можно найти 1 رحلة Л. 240а. 2 رحلة Л. 217а, 20–21. 3 رحلة Л. 217а. 4 رحلة Л.184б, 11–12.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=