Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 218 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 Как известно, основными носителями информации при изучении старопе- чатных книг являются титульный лист и колофон. Большинство типографий (в том числе и дагестанская типография « ал-Матба‘а ал-Исламиййа » М. Мав- раева) при соединении блоков книги указывали в правом/левом нижнем углу на развороте страниц ее название и  джуз ’ (часть), что облегчает исследова- тельскую работу при отсутствии титульного листа и колофона. Рассматривая переплеты книг, следует отметить тот факт, что большая часть сохранившихся переплетов сделана кустарным способом. Очевидно, в целях экономии покупатели книг обклеивали первоначальный бумажный переплет ненужной исписанной бумагой в несколько слоев, так что получался своего рода самодельный картон. Встречаются случаи, когда одинаковые экземпляры книг переплетены по-разному. Это можно объяснить тем, что изначально книги выпускались в мягких бумажных переплетах, что стоило дешевле. Покупатель книги мог по своему вкусу заказать переплет: либо картонный (самый деше- вый), либо матерчатый, либо самый дорогой— кожаный (экземпляры с таким переплетом встречаются в наименьшем количестве) 1 . Кожаные переплеты делали с тиснением в виде медальона или цветов, закрывались они «клапа- ном» (следование восточной традиции оформления переплетов рукописей). Переплетные услуги оказывала упомянутая выше типография « ал-Матба‘а ал-Исламиййа », что отражено в официальном торговом каталоге « Фихрист ал-кутуб » за 1914 г. 2 Переплетные услуги в Дагестане также оказывали все три типографии, выпускающие печатную продукцию с использованием арабской графики. Необходимо также пояснить, что при идентификации «неоприходованной» печатной продукции не ставилась задача описывать бумагу (такой вид иденти- фикации обычно присутствует при работе с рукописями), поскольку печатная книга — это продукт массового производства, созданный с использованием исключительно фабричной бумаги. Своеобразным исключением при работе с дефектными экземплярами являются некоторые наборные издания, выпущен- ные в Египте в типографии « ал-Матба‘а ал-Майманиййа » 3 . Они, как правило, легко узнаваемы благодаря более крупному формату и особой разновидности бумаги, отличающейся по цвету и текстуре. Казанские печатные издания также легко узнаваемы благодаря использованию шрифта, называемого в Дагестане казан басма 4 . 1 Османова М. Н. Каталог печатных книг на арабском языке, выпущенных дагестан- скими издателями в России и за рубежом в начале ХХ века. Махачкала, 2008. С. 33. 2 . ۲ . ص. ۱۹۱۴, المطبعة الاسلامية : فهرست الكتب. تميرخان شوره 3 Киктев М. С. О каирских старопечатных книгах в дагестанских рукописных собраниях // Pax Islamica . 2009. № 2(3). С. 204. 4 Османова М. Н. Казань — центр мусульманского книгопечатания в Российской империи в ХIХ — начале ХХ века // Исламоведение . 2013. № 1(15). С. 54–63.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=