Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 206 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 Афак-х в аджа », перед смертью х в аджа попросил своих мурид ов и Афак-х в аджу похоронить его тело в Кашгаре 1 . Согласно тазкире , после похорон отца Афак-х в аджа вернулся в Йарканд, правителем которого в то время был Йулбарс-хан. В Кашгаре жила дочь дяди Йулбарс-хана — Мирзы Абу-л-Хади-бика, внучка Мирзы Абакри (?). Хан решил выдать ее за Афак-х в аджу. Из текста следует, что его заставили жениться на ней. От этого брака родились два сына: Х в аджа Йахйа-хан и Х в аджа ʻАбд ал-Мухаммад 2 . Однако согласно сочинению Шах-Махмуда ибн Мирза Фазил Чураса « Анис ат-талибин » («Друг ищущих истину»; ок. 1049/1639–1640 г.), Йулбарс-хан выдал за Афак-х в аджу свою тетку Шахзаде-Махим и стал его последователем и приверженцем 3 . В « Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа » повествуется о деятельности Афак- х в аджи в Чине: он побывал в таких городах как Салар, Манджур, а затем вернулся в Кашгар. В сочинении говорится о прибытии суфия в Йарканд, где правил в тот момент ʻАбд-р-Рашид-хан (940–978/1533–1571). У него была дочь — Ханим-падишахим, на которой Афак-х в аджа женился. В изучаемом источнике сообщается, что от этого брака родились: сын Х в аджа Махмуд, две дочери — Зухра-хан-ханим и Афак-хан ‘Азизим, а затем — младший сын Х в аджа Кылыч Бурхан 4 . В « Манакиб-и Хасан-х в аджам » автор упоминает другого сына Афак-х в аджи от брака с Ханим-падишахим — Х в аджу Хасана, называя его Сахиб-киран Гази-падишахим и Худжам-падишахим. Согласно данному сочинению, Х в аджа Хасан родился в 1100/1688–89 г. В « Тазкират ал-хидайа » есть информация о том, что на момент смерти Афак-х в аджи, Хасан- х в адже было 5 лет 5 . В « Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа » упоминается, что в иерархии святых Афак-х в аджа, как и его отец, занимал почетное место кутб а («полюс») — главного духовного авторитета своего времени 6 . Для исследователя представляют интерес сведения о продолжении борьбы между потомками Х в аджи Мухаммада Амина и Х в аджи Исхак-Вали. Согласно приводимым в « Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа » сведениям, Афак-х в аджу отравил сын Х в аджи Исхак-Вали—Хушшади-х в аджа, который жил в то время в Йарканде. Он попытался захватить власть, но это ему не удалось. Потерпев поражение, он бежал в г. Аксу. Ханим-падишахим велела своим подданным 1 Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа . Инв. № 940. Л. 35 б –37 а . 2 Там же. Л. 36 б –37 б . 3 Шах-Махмуд ибнМирза Фазил Чурас. Хроника / крит. текст, пер., коммент., исслед. и указ. О. Ф. Акимушкина. 2-е изд. СПб.: Петербургское лингвистическое общество, 2010. С. 291. 4 Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа . Инв. № 940. Л. 53 б –54 а . 5 Katalog Sufischer Handschriften. Р. 211. 6 Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа . Инв. № 940. Л. 76 б ; Шах-Махмуд ибн Мирза Фазил Чурас. Хроника. С. 176, 322.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=