Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 205 в свою очередь все асхаб ы и мурид ыМахдум-и А‘зама обязались «подчиняться повелениям этого господина» 1 . Как повествует « Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа », со временем зависть Х в аджи Исхак-Вали к Мухаммаду Амину настолько возросла, что он решил избавиться от своего брата. Однажды Х в аджа Исхак-Вали пригласил его в гости и отравил его. Мухаммад Амин, вернувшись домой, позвал своего сына Мухам- мадаЙусуф-х в аджу, известного какХ в аджаМазар-ипадишах. Он рассказал своему сыну о том, что произошло в доме брата и умер. Похоронив отца, Мухаммад Йусуф-х в аджа отправился в хаджж . На обратном пути х в аджа побывал в таких городах, какФаранк, Суджур, Салар, Йарканд, Йанги-Хисар, Кумул, Турфан и др. 2 По пути он останавливается в г. Салар, все жители которого были мусуль- манами, затем — в районе Ланджур города Манджур (Восточный Туркестан). В сочинении рассказывается о демонстрации чудес ( карамат ов) Х в аджой Мазар-и падишахом и неким Далакой, при этом одерживает верх в состязании Х в аджа Мазар-и падишах, а Далака принимает мусульманскую веру. Затем х в аджа направляется в Кумул, где встречается с вали Мир Саййид Джалилом ал-Кашгари и женится на его дочери. От этого брака рождаются три сына и две дочери. Старшего сына звали Хидайат Аллах-х в аджа, по прозвищу Афак- х в аджа. Второго сына звали Х в аджа ‘Инайат Аллах, по прозвищу Карамат Аллах. Третьего звали Х в аджа Вилайат Аллах, по прозвищу Кана‘ат Аллах. Старшую дочь звали Шах-бигим, младшую — Мах-бигим. Как повествуется в « Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа », Афак-х в аджа родился в Кумуле (Восточный Туркестан). Этому, однако, противоречат данные « Диван-и Машраб » ферганского дервиша и мурид а Афак-х в аджи Рахим Баба-и Намангани, более известного под псевдонимом Диван-иМашраб (или же Ишан Шах-Машраб), где указывается, что Афак-х в аджа родился в селении Дахбид (Самаркандская область) 3 . В « Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа » есть эпизод, где во сне к Х в адже Мазар-и падишаху явился пророк Мухаммад и велел ему отправиться в Могу- листан, после чего он отправился в Турфан. Согласно « Диван-иМашраб », после долгого путешествия Х в аджа Мазар-и падишах прибыл из Йарканда в Йан- ги-Хиссар, где заболел и скончался. Его тело перевезли в Кашгар в 1063/1652 году и похоронили в местности Йагду 4 . По словам автора « Тазкира-йи Саййид 1 Бабаджанов Б. М. Политическая деятельность шайхов Накшбандийа в Маваран- нахре (I половина XVI в.): дис. … канд. ист. наук., 1996. С. 133. 2 Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа . Инв. № 369. Л. 5 б –6 б . 3 Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа . Инв. № 940. Л. 19 а –22 а ; Диван-и Машраб. Жиз- неописание популярного представителя мистицизма в Туркестанском крае. С тюркского перевел и снабдил примечаниями Н. С. Лыкошин. Самарканд: Типо-литография т-ва «Б. А. Газаров», 1910. С. 10. 4 Диван-и Машраб. С. 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=