Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 204 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 22 сына и 17 дочерей. Мухаммад Амин — старший сын Махдум-и А‘зама от брака с Биби Касани — был женат на дочери своего наставника и мурид а своего отца Х в аджи Ислама Джуйбари (ум. в 1563 г.). Матерью другого сына суфия — Мухаммада Исхак-Вали — была Биби Кашгари, происходившая из рода упоминавшегося ранее кашгарского правителя султана Сатук Бугра-хана 1 . Обычно считается, что у истоков соперничества между двумя ветвями тариката стояли два сына Махдум-и А‘зама —Мухаммад Амин и Мухаммад Исхак-Вали. Однако начало этого противостояния, на наш взгляд, восходит к соперничеству между мурид ами Махдум-и А‘зама. После смерти главы тариката внутри суфийского братства Накшбандийа в Восточном Туркестане развернулось противоборство между двумя его последователями — Х в аджой Исламом Джуйбари и Маулана Лутфаллахом Чусти. Х в аджа Ислам Джуйбари (ум. в 1563 г.) — основатель клана джуйбарских шейхов, возглавивших бухарскую ветвь братства Накшбандийа. Как отмечает Б. М. Бабаджанов, после смерти своего наставника Х в аджа Ислам в ожесто- ченных спорах и столкновениях с Маулана Лутфаллахом Чусти узурпировал руководство бухарскими суфиями Х в аджаган-Накшбандийа. Он положил начало и самому обширному частному хозяйству того времени 2 . В соперничестве за лидерство в братстве Накшбандийа участвовал и Мау- лана Лутфаллах Чусти (ок. 1485–1571) — один из известных шейхов братства Накшбандийа и политический деятель Мавераннахра. Он сумел завоевать авторитет среди правивших в Мавераннахре Шайбанидов (1500–1601) и часто иcпользовал свое влияние для пресечения междоусобиц и ограничения произ- вола придворных эмиров и беков 3 . Маулана Лутфаллах при жизни Махдум-и А‘зама уже был известным шейхом и имел собственных мурид ов. В течение трех лет он по несколько раз в год ездил в Самарканд к Махдум-и А‘заму, чтобы продемонстрировать ему свою верность 4 . Согласно « Джами‘ ал-макамат » Абу-л-Бака’, после смерти Махдум-и А‘зама встал вопрос о достойном преемнике руководителя тарикат а. Наи- более выдающимися последователями Махдум-и А‘зама были Х в аджа Ислам Джуйбари (его деятельность проходила в Бухаре и прилегающих районах) и Маулана Лутфаллах Чусти (был активен в Ташкенте, Фергане и Хисаре). Сам Махдум-и А‘зам ещё при жизни свое место ( маснад ) главы тарикат а Накшбандийа передал своему старшему сыну Х в адже Мухаммаду Амину; 1 Katalog Sufischer Handschriften. Р. 207. 2 Бабаджанов Б. М. Джуйбари // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. С. 138. 3 Бабаджанов Б. М. Лутф Аллах Чусти // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. С. 242. 4 Бабаджанов Б. М. Политическая деятельность шайхов Накшбандийа в Маваран- нахре (I половина XVI в.): дис. … канд. ист. наук., 1996. С. 143.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=