Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 202 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 свидетельствует взаимоотношения с правителем Могулистана Йунус-ханом (1468–1487) 1 . Возвращаясь к « Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки », мы можем просле- дить соперничествомеждуХ в аджойКутб ад-диноми духовенствомКашгара, кото- рая привела к уходу суфия из Кашгара. Как повествуется в источнике, Кутб ад-дин покинул Кашгар со ста тридцатью мурид ами и стал обустраивать в пустынной местности Джидахун ханаку , состоящую из 40 келий. Обучением этих учеников явно ( захир ) занимался Х в аджа Кутб ад-дин, а скрыто ( батин ) совершенствова- нием их знания занимался Хадрат-и Адам сафи Аллах 2 , в результате чего они достигли степени увайси . В течение своей жизни Х в аджа Кутб ад-дин занимался обучением десяти тысяч мурид ов, из них тридцать два — в рамках традиции Увайсийа и довел их до своего уровня мистического знания. Тазкира сообщает о достиженииХ в аджой Кутб ад-дином степени кутб ал- ʻ алам —«полюса вселен- ной», что видно из рассказал о том, как четверо в войлочной одежде по велению Аллаха преподнесли ему « либаси кутубийат » — «одежду полюса» 3 . В отличие от « Тазкира-йи Бугра-хан » в « Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-динИраки », говорится о том, что Х в аджа Кутб ад-дин Ираки прожил 120 лет. Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа Следующее сочинение—« Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа »—посвящено религиозному и политическому деятелю Восточного Туркестана XVII века Саййиду Афак-х в адже (Аппак-ходже 4 ), представителю белогорской 5 ветви Х в ад- жаган-Накшбандийа. В данном сочинении приводится история популярного в мусульманском мире суфия из братства Х в аджаган-Накшбандийа — cаййида Ахмада б. Джалал ад-дина ал-Касани ад-Дахбиди (ум. в 949/ 1542–43 г.), более известного под своим почетным прозвищем Махдум-и А‘зам, и его потомков. В ходе исследования нами были выявлены три списка тюркоязычной версии рукописи « Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа »: калькуттский список под инв. 1 Каримов Э. Э. Ахрар // Ислам на территории бывшей Российской империи: энци- клопедический словарь. С. 44–45. 2 По всей видимости, здесь имеется в виду «пророк» Адам. 3 Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки . Л. 58 б –59 а . 4 Афак-х в аджа — в уйгурской версии дается как Аппак-ходжа. 5 Белогорцы (ақ-тағлиқлар) и черногорцы (қара-тағлиқлар) —религиозные группи- ровки, ведущие свое происхождение от шейха суфийского братства Хваджаган-Накш- бандийа Ахмада Касани (1461–1542), известного как Махдум-и А‘зам, определяли ход политических событий в Восточном Туркестане в XVI–XVII вв. Последователи бело- горцев (во главе которых стояли потомки старшего сына Махдум-и А‘зама — Мухам- мада Амина) и черногорцев (возглавлявшихся потомками среднего сына Махдум-и А‘зама — Мухаммада Исхак-Вали) были активны и в последующие столетия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=