Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 201 обучать их возлагается именно на Кутб ад-дина 1 . Наставничество Хадрат-и Хидра указывает на то, что Х в аджа Кутб ад-дин являлся увайси . В качестве доказательства его святости автор приводит как пример зикр , упоминающийся в « Нафахат ал-унс мин хадарат ал-кудс » ‘Абд ар-Рахмана Джами 2 . Как повествует « Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки », в те времена при правителеКашгара (имяправителя в сочинениине указано) находился эмирХайдар Гуракан из Чингизидов 3 . Если принять к сведению, что правивший в Кашмире Мирза Мухаммад Хайдар сообщает в своем труде « Та’рих-и Рашиди », что этот трактат был завершен им в «последний день месяца зу-л-хиджжа 952 (3 марта 1546) года в прекрасном Кашмире», когда «прошло пять лет от восшествия на престол сего рабаМухаммадХайдара б. ХусайнГурагана, известного среди друзей как Мирза Хайдар Гураган» 4 , то, вероятнее всего, речь идет именно о Мирзе МухаммадеХайдаре, аКутб ад-динприбыл вКашгар во второйполовинеXVI века. В « Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки » сообщается, что Кутб ад-дин завоевал уважение населения Кашгара и стал собеседником падишах а (имя правителя в сочинении не указано), что вызвало негодование кади Надж ад-дина и  муфтия Абу-л-Бака. Заостряя внимание на отношениях падишах а и Кутб ад-дина и отношении к этому приближенных падишах а, автор сочинения пока- зывает то влияние на правителя, которое имел суфий братства Накшбандийа 5 . Идею сближения с властью впервые выдвинул ʻУбайдаллах ибн Махмуд Насир ад-дин аш-Шаши, более известный как Х в аджа Ахрар (1403–1490) — глава суфийского братства Накшбандийа, широко известный в Средней Азии проповедник суфизма. При последних Тимуридах он был крупным духовным авторитетом, что позволяло ему влиять на политическую жизнь Средней Азии 2-й половины XV века. Х в аджа Ахрар считал, что нужно общаться с «власти- телями и завоевывать их души, выполняя тем самым предназначение ислама» и использовать это влияние для защиты «мусульман от злой воли угнетателей». Став главою тарикат а, он определил «всю дальнейшую социально-поли- тическую и экономическую деятельность» братства Накшбандийа. Х в аджа Ахрар был наставником султана Ахмад-мирзы, наследника самаркандского престола, а также оказывал поддержку отцу своего мурид а — Тимуриду Абу Саʻиду. Благодаря вмешательству Х в аджи Ахрара, под Шахрухией заключили мир три правителя — самаркандский султан Ахмад, ферганский шейх ʻУмар и ташкентский султан Махмуд. Во времена Х в аджи Ахрара миссионерская деятельность стала важной частью идеологии братства Накшбандийа, о чем 1 Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки . Л. 40 а –41 б . 2 Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки . Л. 9 а –9 б , 20 б , 31 а . 3 Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки . Л. 50 б . 4 Мирза Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди. Ташкент: Фан, 1996. С. 185. 5 Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки . Л. 53 а ,118 а –118 б .

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=