Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 200 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 султана, указанная в изучаемом житии, противоречит сведениям, приводимым в исторических сочинениях, в частности, в вышеупомянутом труде Джамала ал-Карши. Согласно « Китаб ал-джамахир фи ма‘рифат ал-джавахир », Сатук Бугра-хан ал-Гази скончался в 344/955–956 году 1 . Пятый раздел ( фасл ) парижского списка « Тазкира-йи Бугра-хан » посвящен житию шейха- увайсийа Кутб ад-дина. Согласно данному разделу, он был ини- циирован духом пророка Нуха и являлся его потомком. Он общался с душой пророка Мухаммада во сне, достиг степени кутб ал-‘алам (полюс Вселенной). Также повествуется о том, что шейх Кутб ад-дин в качестве вознаграждения был удостоен богатства двух миров, то есть богатства бренного мира и мира вечного, и белой одежды, которая смыла все грехи х в аджи . Его наставления получили 60 мурид ов 2 . Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки Следующее агиографическое сочинение — « Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки » — посвящено деятельности в Восточном Туркестане другого вали —Х в аджи Кутб ад-дина Ираки. Список этой рукописи хранится в фонде Института восточных рукописей РАН. Автор данного произведения, перепи- санного в 1306/1888–89 году из коллекции Н. С. Петровского, неизвестен 3 . В нем отмечается, что отец Х в аджи Кутб ад-дина скончался, когда он был ещё мал, и воспитанием его занималась мать. Первое время он работал грузчиком ( хаммал ), затем возчиком ( кирайакаш ). Однажды х в адже из гайб а 4 приходит весть о необходимости путешествия в Кашгар, и он направляется в указанное место через пустыню. В пустыне, где Х в аджа Кутб ад-дин скитался в течение 10 лет, он встречает своего наставника пророка Хидра. В большинстве сочи- нений он появляется перед путником в образе нурани — лучезарного старца. Он занимался передачей знаний Кутб ад-дину, пока тот не достиг возраста 41 года. Только после того, как х в аджа достиг совершенства в знании, он отправляется в сторону Могулистана и идет в страну, называемую Кашгар. Это повеление Всевышнего передает Кутб ад-дину Хадрат-и Хидр. В нем, в частности, говорится, что в Кашгаре много молодых людей, храбрецов ( шир мәрдләр ), стремящихся к знанию свободных мужчин ( дәрдкәшидә азадә мәрдләр ), достойных и готовых пополнить свои знания. Обязанность 1 История Казахстана в персидских источниках. С. 104. 2 Тазкира-йи Бугра-хан . Рукопись Национальной библиотеки Парижа. Шифр «Suppelment turc 1286». Л. 116 б –118 б . 3 Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки . Рукопись ИВР РАН. Шифр B 737 (589 d*h). 69 л. 4 Гайб — от ар. «невидимое», «сокрытое»: сокровенное знание, доступное только Создателю; невидимый человеку божественный «сокровенный мир».

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=