Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 197 санкт-петербургский список (шифр D 114 (589 db), 1182/1765–1766). Поскольку сведения об авторе и оригинале произведения на сегодняшний день отсут- ствуют, то вопрос об авторстве и дате написания, на наш взгляд, всё еще остается спорным. Составители каталогов многих списков двух версий « Таз- кира-йи Бугра-хан » (« Тазкира-йи Увайсийа ») называют автором Ахмада ибн Са‘д ад-дина ал-Узгани ан-Намангани. Однако перед именем предполагаемого автора стоит арабское слово « джами‘ », что означает «составитель». Давая общую характеристику « Тазкира-йи Бугра-хан », западный ученый Х. Ф. Хофман указывает на наиболее ценные сведения, содержащиеся в этом сочинении. Исследователь рассматривает вопрос авторства и языка сочинения, выявляет списки персоязычной и тюркоязычной версий. Он отмечает, что название « Тазкира-йи Бугра-хан » условно. Х. Ф. Хофман указывает имена предполагаемых авторов: Ахмад ибн Са‘д ад-дин ал-Узгани ан-Намангани и Х в аджа МухаммадШариф. При этом Х. Ф. Хофман затруднялся сказать, кому конкретно из этих авторов принадлежит « Тазкира-йи Бугра-хан » 1 . К этому источнику обращался и американский исследователь Дж. Балдик. Общему обзору доступных списков « Тазкира-йи Бугра-хан » посвящен его труд «Imaginary Muslims» 2 . Он воссоздает жизнеописания святых шейхов- увайсийа и стариц- увайсийа , значительное внимание уделяя пересказу содержания сочинения. За отсутствие академичности в описании списков и в изучении самого сочинения это изыскание было подвергнуто критике американским востоковедом Девином ДеВизом. Указав на конкретные недостатки работы, ДеВиз делает вывод, что Дж. Балдик не решает существующих в этой области проблем, а наоборот, вводит в заблуждение читателя относительно спорных вопросов о происхождении, авторстве и значении этого ценного источника 3 . Согласно « Тазкира-йи Бугра-хан », начало истории распространения ислама среди тюркских народов в эпоху Караханидов связано с прибытием в г. Кашгар наставника будущего караханидского правителя султана Сатук Бугра-хана Гази — саманидского шахзада Х в аджи Абу Насра Самани 4 . Известный казах- ский ученый Ч. Ч. Валиханов в одной из своих работ описывает тазкиру , повествующую о житии Х в аджи Абу Насра Самани, в которой сообщается, 1 Hofman H. R. Turkish Literature: ABio-bibliographical survey. Utrecht: Published by the Library of the University of Utrecht under the auspices of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland, 1969. Section III. Part I. Vol. 1. P. 59–61; Section III. Part I. Vol. 4. Р. 181–184. 2 Baldick J. Imaginary Muslims. New York: New York University Press/London: I. B. Tauris, 1993. 266 р. 3 DeWeese D. The Tadhkira-i Bughra-khan and the «Uvaysi» Sufis of CentralAsia: Notes in Review of Imaginary Muslims // Central Asiatic Journal . 1996. Vol. 40, № 1. Р. 22. 4 Здесь под Абу Насром Самани подразумевается один из представителей династии Саманидов. В сочинении Джамала ал-Карши он назван Насром ибн Мансуром.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=