Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 196 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 Увайсийа учат, что человек самостоятельно, без шейха, указывающего путь, может постичь божество. В традицию Увайсийа были включены доисламские пророки Нух, Сам, Муса, Ибрахим, Илйас, ‘Иса и другие, а также известный среди мусульман легендарный святой Хидр (Хизр) 1 . Увайси нельзя стать по собственному желанию. Решение об этом принима- ется свыше, а затемХидр или другой дух увайси направляются с цельюпередачи духовного знания богоизбранному подвижнику. По мнениюА. А. Хисматулина, эта традиция обслуживает пассивный путь непосредственного переживания божественного знания ( джазба ). «Мистик- увайси — это отмеченный печатью богоизбранности и уже установивший незримую духовную связь с божествен- ным, но живущий сам по себе до тех пор, пока он не находит здравствую- щего наставника и не включается им в другую традицию передачи духовного наследия» 2 . Тазкира-йи Бугра-хан Агиографическое сочинение « Тазкира-йи Бугра-хан » (« Жизнеописание Бугра-ханов ») рассказывает о деятельности 40 шейхов- увайсийа и 12 стариц- увайсийа , отсюда другое ее название—« Тазкира-йи Увайсийа » («Жизнеописа- ние [шейхов, достигших степени] Увайсийа »). Причиной составления « Тазки- ра-йи Бугра-хан » анонимный автор называет явившееся ему видение о том, что он должен написать данное сочинение, которое он посвятил караханидскому правителю султану Сатук Бугра-хану Гази 3 . Необходимость изучения данного сочинения обусловлено тем, что оно еще недостаточно исследовано. До сих пор не выяснен вопрос о том, какая версия этого сочинения является оригинальной: персоязычная или тюркоязычная. Списки обеих версий хранятся в рукопис- ных фондах различных стран: России (Санкт-Петербург), Великобритании (Оксфорд, Лондон), Франции (Париж), КНР (Кашгар), Польши (Вроцлав), Узбекистана (Ташкент), Таджикистана (Душанбе) 4 и Ирана (Тегеран) 5 . Наиболее ранним списком « Тазкира-йи Бугра-хан » по палеографическим признакам является таджикистанский список (инв. № 1097, XV (?) век), а наиболее ранним переводом тазкиры с персидского языка на уйгурский — 1 Хисматулин А. А. Суфизм. СПб.: Азбука–классика, Петербургское востоковедение, 2003. С. 42–44. 2 Там же. 3 Тазкира-йи Бугра-хан . Рукопись ИВ АН РУз, инв. № 862. Л. 4 б . 4 DeWeese D. The Tadhkira-i Bughra-khan and the «Uvaysi» Sufis of CentralAsia: Notes in Review of Imaginary Muslims // Central Asiatic Journal. 1996. Vol. 40. №1. P. 92–93. 5 Tazkiraye Bughra Khani (by an anonymous author, circa 16th Century A. D) / Ed. by Dr. Mohammad Munir ‘Alam. Islamabad: Iran Pakistan Institute of Persian Studies, 1991. 567 p. (In Persian).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=