Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 195 ‘Абд ар-Рашида (940–978/1533–1571). В годы правления наследника ‘Абд ар-Рашид-хана — его сына ‘Абд ал-Карим-хана (967/1559–1560), который был современником и мурид ом Мухаммада Вали-суфи, в Кашгарии начали пропо- ведовать представители суфийского тарикат а Накшбандийа. И постепенно суфии этого братства вытеснили мистиков увайсийа с политической арены в Восточном Туркестане 1 . Первым увайси считается йеменский пастух Увайс ал-Карани — эпоним традиции беспосреднической передачи духовного наследия, инициированный духом пророка Мухаммада 2 . Ему приписываются такие карамат (чудеса), как перемещения из одного места в другое. Увайс ал-Карани, как легендарная лич- ность, во всех мусульманских странах пользовался большой популярностью. Он не был лично знаком с Пророком, но, согласно традиции, был обращен после смерти Мухаммада, в 37/657–658 году, духом Пророка. Именно поэтому дервишей, которые не имели прямого руководителя, часто называли увайс и- тами (такое представление сложилось к XVI в.) 3 . Согласно преданиям, Увайс ал-Карани в день смерти своей матери получил печальную весть о смерти пророка Мухаммада. Оставив свою родину, шейх провел тридцать лет на холме «Талл-и Кутбийа», затем отправился в Багдад, где прожил пять лет. Однажды он пошел на берег Евфрата, искупался и помолился, а затем исчез. После этого никто его не видел. В этой связи «могилы» шейха существуют в разных местах мусульманского мира. По другим версиям, Увайс ал-Карани отправился в горы Ливана, где и был похоронен 4 . Идеи увайси легли в основу многих средневековых представлений. В теории суфизма присутствует понятие ал-‘илм ал-ладуни , смысл которого сводится к способу обретения божественного знания без посредничества человека. Для ал-‘илм ал-ладуни характерно представление о передаче духовных знаний из поколения в поколение через прямой мистический контакт с духом умершего святого или пророка (концепция увайси ) 5 . Как отмечает российский исследователь А. А. Хисматулин, традиция Увай- сийа, уходящая корнями в доисламский период, была воспринята мусульман- скими мистиками во всех регионах распространения суфизма. Последователи 1 Юдин В. П. Анонимное тюркоязычное сочинение второй половины XVI в. из Восточного Туркестана «Тазкира-йи Ходжа Мухаммад Шариф» // Вопросы истории и культуры уйгуров. Алма-Ата, 1987. С. 6–7. 2 Хисматулин А. А. Ал-‘Илм ал-ладуни // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь / Сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. М., 2006. Т. 1. С. 156–157. 3 Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. М.: Наука, 1989. С. 24, 213. 4 Baldick J. Imaginary Muslims. New York: New York University Press–London: I. B. Tauris, 1993. Р. 121. 5 Хисматулин А. А. Ал-‘Илм ал-ладуни. С. 156–157.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=