Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 187 вникать в него. Также поэт использует в отношении наставника- муршид а термин « рахбар » — «руководитель, путеводитель». Развивая свою мысль, Хушхал Гариби подчеркивает, что за каждым словом наставника скрывается дуновение Истины. Вникая в значение этих слов, суфий совершает джихад против собственного нафс а. Хушхал Гариби призывает потомков жить согласно Божьему закону и Священному Корану. Только просвещенные богословы- улем ы могут решать дела законным образом. Улем ам поэт противопоставляет невежд, неучтивых и необразованных людей, подобных животным. Хушхал Гариби подчеркивает, что не стоит уподобляться невежде и спорить с Божьим законом; любое дело нужно решать справедливо, руководствуясь Кораном: Әй вәла хамушлиғ айлә қилмә надан билан бәһс ʻАқил емас ул киши ким қилсә һәйван бирлә бәһс ʻУләмалар һәр умурдин десә сөз қилғил қәбул Җәһл олуб бу җәһл йәңлиғ қилмә Қурʻан бирлә бәһс. 1 Эй, дитя, молчи и не спорь с невеждой! Глупо человеку спорить с животным. Прими слова законоведов о каждом деле. Не зная, подобно невежде, не спорь с Кораном. Маснави, включенные в «Диван» Хушхала Гариби, также воспевают наме- рения человека встать на путь Истины. Считается, что Сана’и (XI в.) одним из первых использовал стихотворную форму маснави для создания рифмованных проповедей. Суфийские поэты последующих веков следовали его примеру. Руба‘и Гариби начинаются восклицанием « Йа Рабб !» (О Господи!). В них поэт обращается к Богу с мольбой о твердости и ясности ума на избранном им пути, об очищении от грехов и защите от влияния безбожников. Все руба‘и поэта имеют одинаковую форму рифмовки ааба , т.е. рифмуются все строки четверостишия, кроме третьей. При составлении загадок- чистан ов, как и при написании та’рих ов , поэты широко использовали систему числовых значений букв — абджад . Посредством цифр Гариби шифрует различные понятия. Так, в чистан е с радиф ом « қил » в полустишии « Йәттә йүз баш, тән йигирмә, айағидур ики йүз » («Семьсот голов, туловищ двадцать, а ног двести») зашифрован термин зикр 2 . В других чистан ах поэта зашифрованы слова: лаб (губы), дил (сердце), хал (родинка), зулф (кудри), көз (глаза), йад (воспоминание, память), тан (тело), джан (душа), джам (чаша). 1 Рукопись из частной коллекции. Л. 29 б . 2 Там же. Л. 98 а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=