Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 186 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 Хушхал Гариби, посвятивший себя зикр у, считает, что если человек не поминает постоянно Бога, его нельзя счесть по-настоящему живым, поскольку только зикр оживляет душу: Гәр аниң йади билан болсам тирикмән йоқсә ким Мән өлүк ани мениң җаним ара җан айлагач. 1 Если я занят Его поминанием, то я жив, иначе Я мертв, ибо Он стержень жизни и души моей. Одним из требований к человеку, ставшему на путь поиска Истины, является борьба- джихад с собственным эго ( нафс ). Следуя традиции, Хушхал Гариби считает джихад с собственным эго более важным, чем войну с неверными. Войну с неверными он называет малым джихад ом: Җәңг-и әсғәр болди ким кафир билан җәнг айламак Җәнг-и әкбәрдур киши ким нәфс илә қилсә җиһад. 2 Война с неверными стала малой войной. Если же человек ведет джихад с нафс ом, то [это] великая война. Таким образом, поэт считает, что только поборов собственное эго, человеку следует вступать в борьбу с неверными. Поэт удачно использует сочетание самум . Ведь слово арабского проис- хождения самум )سموم( означает жаркий, губительный ветер пустыни. Поэт делает акцент на губительное воздействие желаний и стремлений эго- нафс а на веру- иман человека. Борьба с собственным нафс ом является обязательной для суфия. Поэтому на начальном этапе ученик- мурид должен учиться обхо- диться малым, больше думать о своем духовном росте. Разумеется, в этом ему должен оказывать поддержку наставник- муршид . О необходимости иметь наставника на избранном пути Хушхал Гариби пишет: « Бәй ʻ әт айткандин сәдәфғә қәтрә дур болди нә мәвҗ » 3 («Признав верховенство раковины, жемчугом стала капля, а не волна»: «капля» — ученик, «волна» — народ, «жемчуг» — вера человека). Здесь раскрывается функция института настав- ничества: полное подчинение мурид а воле муршид а . Только с помощью наставника суфий сможет достичь цели: « Йәтмәгай болсә пирсиз һәдд мәнзил ара киши » 4  — «Без наставника человек не достигнет тех пределов, к кото- рым стремится». Слово наставника имеет глубокий смысл, и мурид у следует 1 Рукопись из частной коллекции.. Л. 33 а . 2 Там же. Л. 42 а . 3 Там же. Л. 24 а . 4 Там же. Л. 24 б .

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=