Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1
II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 184 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 ного божественного совершенства 1 . Не только газели, но также руба‘и, маснави и чистан ы «Дивана» проникнуты одной идеей — воспеванием намерения человека встать на путь Истины. В поэзии Хушхала Гариби выражаются любовные муки лирического героя, страдающего в разлуке, воспевается его стремление к воссоединению с возлюбленной. Свое состояние поэт сравнивает с положением известных литературных персонажей — Фархада и Маджнуна: «Разлука сделала меня ближе к Фархаду и Маджнуну» (« Қилди Фәрһад бирлә Мәҗнунғә мени мәқрун фирақ ») 2 . В газели с радиф ом « қилмақ » он обращается к Ширин: Қаздим әй Шерин сәнәм ғәм тағини тирнағ илә Нәйлайин мән болмадим тағиңдә Фәрһадиң сениң. 3 Ногтями рыл я гору грусти, о красавица Ширин! Как мне быть? Я не смог стать твоим Фархадом в твоих горах. Свои страдания и муки поэт считает недостаточными для приближения к Создателю, и хотя, по его утверждению, он и «рыл ногтями гору печали», все же не смог стать Фархадом, который «прорыл канал ради красавицы Ширин». Основная идея поэта заключается в том, что именно любовь ( ‘ишк) ведет человека к достижению цели на пути познания Истины, и именно она помогает вынести все страдания. Более ранние поэты в своих стихах обращались к образуМессии. Этот образ встречается в поэзии таких предшественников Хушхала Гариби, как Алишер Нава’и, Саккаки, Саʻид и др. По мнению Е. Э. Бертельса, именно пророк ‘Иса, обладавший даром « чудотворного врача » и способный дуновением воскрешать мертвых, стал прототипом образа Мессии в поэзии Востока 4 . В газели Хуш- хала Гариби с радиф ом « қилмақ » возлюбленная названа Мессией: «Если мой Мессия произнесет слово, то им вылечивает» (« Мәсиһайим кәлам әйтса ениң бирлә дәва қилмақ ») 5 . Таким образом, первое полустишие, которое сравнивает дыхание, а тем самым и речь красавицы с чудотворной силой пророка ‘Исы, целиком соответствует традиции. В некоторых произведениях Хушхала Гариби встречается портрет возлюб ленной, напоминающей разбойника. Глаза возлюбленной поэт часто называет «палачами». 1 Ян Рипка. История персидской и таджикской литературы. М.: Прогресс, 1970. С. 25. 2 Рукопись из частной коллекции. Л. 88 а . 3 Там же. Л. 92 б . 4 Бертельс Е. Э. Избранные труды. Навои и Джами. М: Наука, 1965. С. 48. 5 Рукопись из частной коллекции. Л. 89 б .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=