Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 183 определенных слов или словосочетаний указывали на дату завершения сочи- нения или какого-то исторического события. Составлением хронограмм увле- кались известные тюркские поэты XV–XVI веков. Сложность ее составления заключается в том, что нужно дату события зашифровать в слова, укладываю- щиеся в размер стиха. Алишер Нава’и (XVв.), например, таким способом указал время завершения своего труда « Махбуб ал-кулуб ». Хушхал Гариби продолжил эту традицию, указав время создания своего сочинения при помощи абджад а. Газели, составляющие значительную часть «Дивана» Хушхала Гариби, написаны с соблюдением канонов поэзии того периода: они насчитывают от 7 до 15 байт ов, в макта ʻ (конечном двустишии газели) указывается его тахал- лус : Гариби. В «Диване» встречаются также газели из 4 (1 газель), 5 (3 газели) и 6 (5 газелей) байт ов, однако подавляющее большинство составляют газели из 9 байт ов. Поэзия Хушхала Гариби В стихах Хушхала Гариби, как это характерно для суфийской поэзии, под образом «возлюбленной» подразумевается Создатель. Поэт, выбравший путь поиска Истины, выступает в образе влюбленного. Его муки означают прохож- дение им пути совершенствования, ведущего к полному очищению от грехов и приближению к Создателю. На исполненном страданий пути к познанию Истины любовь ( ʻ ишк ) является силой, толкающей путника к достижению цели. Любовь, вино и красота являлись основными символами суфийской поэзии. Опьянение вином выражает наступление экстаза, красота молодого тела — абсолютное божественное совершенство. Поэтому поэт часто обраща- ется к виночерпию с просьбой подать вина. Обитель, где находит умиротворе- ние лирический герой — кабак, питейный дом ( майхане , майкаде , хумхане ). Вино, посредством которого суфий достигает единения с Богом ( висал ), в одних случаях называется просто май , шараб , в других случаях сопровождается эпи- тетами «розовое» ( гулфам , гулгун ) или «красное» ( сурх , аргаван , ла‘л , ахмар ). Висал в суфийской поэзии означает соединение с Истиной ( Хакк ), слияние с Богом. Для передачи состояния слияния с Богом суфии пользовались арабским термином таухид . Таухид позволяет суфизму перебросить мост через пропасть, разделяющую человека и Бога. В достижении таухид а значительную роль играет виночерпий ( саки ), подающий вино, который воспринимается поэтом как посредник между суфием и Творцом: «Истина сделала тебя, виночерпий, заступником вина» (« Һәққ әтти сени сақи бадә шәфаәтиғә ») 1 . В некоторых случаях образ виночерпия заменяет красивый юноша-зороастриец— мугбачче . Исследователи считают, что красота молодого тела есть воплощение абсолют- 1 Рукопись из частной коллекции. Л. 89 б .

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=