Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 177 положение. Затем кафир ы-негодники взяли верх, убивали мусульман безгранично, разграбили их имущество. Оставшихся мусульман подвергли безмерному угнетению, доводя их до отчаяния. Аманлиғ бәрһәм йәб бәла вә афәттүрлүк түрлүк рәнҗ күлфәтлар аңа йүзләнди. Бисийар ғулғуләһ болуб мусулманлар куффар бирләҗәң қилиб бу ләʻинлар әһвалинитәнг қилди. Ахир куффар набикарлар ғалиб болубмусул- манларни биһәдд өлтүрүб, мал амвалларини тараҗ қилди. Қалған мусул- манларғә һәддидин фузун зәбунлуғ йүз анчә мунҗәрр мәһзунлуғ йүзланди 1 . Следует отметить, в истории уйгуров Восточного Туркестана после потери независимости неоднократно происходили восстания под предводительством х в аджей — потомков «белогорцев» 2 , которые имели право на трон Кашгарии. В конце XVIII века, когда Цинская империя захватила Кашгарию, х в аджи переселились в Ферганскую долину. Как утверждает Б. М. Бабаджанов, х в аджи находились в почетном плену в ханской крепости Коканда, за что получали от Китая «отступные» — суммы внушительных размеров 3 . В монографии Бабаджанова привлечены данные из письменных источников о восстании под предводительством Джахангир- х в аджи 4 . Из-за ситуации, сложившейся в Кашгарии, Хушхал Гариби был вынужден эмигрировать в Ферганскую долину вместе со своим наставником- муршид ом. Следует отметить, Фергану и Восточный Туркестан «издавна связывали политические, экономические и культурные взаимоотношения» 5 . Кашгар и Фергана с древнейших времен входили в состав одних и тех же государ- ственных объединений. Изучив проблему этнокультурной общности насе- ления Средней Азии и Восточного Туркестана, Б. А. Литвинский пришел к выводу, что в Древности и Средние века здесь сформировался «средне- азиатско-восточнотуркестанский этнокультурный регион» 6 . Сложившиеся 1 Рукопись из частной коллекции. Л. 6 б –7 а . 2 Белогорцы (ақ-тағлиқлар) и черногорцы (қара-тағлиқлар) —религиозные группи- ровки, ведущие свое происхождение от разных сыновей влиятельного среднеазиатского суфия из братства Х в аджаган-Накшбандийа Ахмада ал-Касани (ум. в 949/1542–1543 г.), известного как Махдум-и А‘зам; играли важную роль в Восточном Туркестане в XVII– XVIII вв. 3 Бабаджанов Б. М. Кокандское ханство: власть, политика, религия. Токио–Ташкент: Yangi Nashr, 2010. С. 166. 4 Там же. С. 183–196. 5 Губаева С .С. Ферганская долина. Этнические процессы на рубеже XIX–XX веков. Берлин: LAP Lambert, 2012. С. 185. 6 Литвинский Б.А. Исторические судьбы Восточного Туркестана и Средней Азии (проблемы этнокультурной общности) // Восточный Туркестан и Средняя Азия. М.: Наука, 1984. С. 23.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=