Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 162 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 прославленных проповедников, как шейх Термаол (Терман Ол) (1540–?), Берсан (Берса Шейх) (1561–1623), шейх Султан-Мут Эндиреевский (ок. 1560–1643) и др. 1 Большое значение для раскрытия темы имеют и материалы, связанные с суфийским братством халватийа 2 . Среди чеченцев получили известность восхо- дящие к праведному халифу Али ибн Абу Талибу шиитские предания- ахбар ы. Али стал персонажем народных преданий, вобрав в себя черты разных эпиче- ских героев. ВЧечне распространены сказания и притчи о Турпале Али—герое- богатыре, с присущими ему качествами чести, мужества, благородства. Это доблестный и храбрый воин, он мудр и полон достоинства. В нем воплоти- лись представления чеченцев о  къонах — «достойном человеке». Разумеется, при интерпретации данного рельефного изображения нельзя не учитывать популярный на Кавказе образ Святого Георгия, почитаемый и в исламе (араб. Джирджис ). Чтобы полнее представить контекст подобных драконоборческих сюжетов, нельзя не привлечь экспонирующийся в Государственном Эрмитаже каменный рельеф из дагестанского селения Кубачи (согласно аннотации, он датирован 1870-ми гг., поступил в ГЭ в 1928 г. из Дагестанского музея) 3 . Возможно, это своеобразная иллюстрация к «бродячему сюжету», который имеет параллели и в чеченском варианте Нартского эпоса. Герой Сеска Солса победил дракона / змея (чеч. Саьрмак ), который обвивая телом водные источники, требовал от людей дани, а затем освободил девушку, предназначенную дракону в жертву, и открыл людям доступ к воде. 1 Научная конференция, посвященная 460-летию Султан-Мута — сына Чопана шамхала Тарковского, основателя Эндиреевского владения. Январь 2008, пос. Тарки. Махачкала, 2008; Айтберов Т. М., Хапизов Ш. М. Эпиграфические источники по истории распространения ислама в Чечне (XVI–XIX вв.) // Известия СОИГСИ. 2016. № 20 (59). С. 15–24. Большое значение для раскрытия темы имеют и матери- алы, связанные с суфийским братством халватийа, см., например: Хапизов Ш. М., Шехмагомедов М. Г. Суфийский орден Халватийа в горной Аварии: новые страницы истории суфизма в средневековом Дагестане (XVI–XVII вв.) // Исламоведение . 2017. Т. 8. № 1. С. 70–81. 2 См., например: Хапизов Ш. М., Шехмагомедов М. Г. Суфийский орден Халватийа в горной Аварии: новые страницы истории суфизма в средневековом Дагестане (XVI– XVII вв.) // Исламоведение. 2017. Т. 8. № 1. С. 70–81. 3 Тема рельефных изображений Дагестана, и селения Кубачи в частности, широко освещена в научной литературе, см., например: Башкиров А. С. Искусство Дагестана: Резные камни. М.: РАНИОН, 1931; Дебиров П. М. История орнамента Дагестана. Воз- никновение и развитие основных мотивов. М.: Наука, 2001; Иванов А. А. Дракон в искус- стве Кубачи // Эрмитажные чтения памяти В. Г. Луконина (21.01.1932–10.09.1984). К 80-летию со дня рождения / Труды Государственного Эрмитажа . Вып. LXXII. СПб., 2014. С 84–97; Маммаев М. М. К вопросу о происхождении искусства с. Кубачи // Вестник Института ИАЭ . 2016. № 3. С. 119–139.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=