Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 158 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 всю стену и полностью украшенным резным орнаментом, мотивы которого были связаны единым изобразительным принципом. Кроме орнамента шкаф был декорирован искусно вырезанными тремя лошадиными головами — они использовались в качестве «фурнитуры», поддерживая полку для домашней утвари 1 . Учитывая резьбу, орнаменты, стилизованные зооморфные образы (в виде голов волков, горных козлов, баранов, туров и др.), используемые для создания предметов домашнего обихода, и рассматривая их в совокупности с петроглифическими образцами, с монументально-архитектурным декором, допустимо говорить о сформированном круге мировоззренческих и эстети- ческих представлений, об определившемся едином изобразительном стиле. Существующую на сегодняшний день историографию истории скульптуры в Чеченской Республике нельзя назвать обширной. Иособая роль в ней принадле- жит одному из первых исследователей изобразительного искусстваПетруЛукичу Лысенкову 2 , изучавшему пластику камня и дерева в районе Ведено летом 1931 г. и оставившему, насколько известно, одну —но не потерявшую и сегодня своего значения—статью. Он обращался к «вещественным свидетелямвлияний древних культур» на изделия народных мастеров и сделал важное наблюдение: умельцы преобразили дошедшие извне мотивыи технические приемы, создав собственный оригинальный стиль. Несмотря на заимствования арабских элементов и «даже случаев, роднящих их искусство с искусством византийским, прочитывается то своеобразие выполнения, которое позволяет считать эти работы типично чеченскими». Примечательно, что автор ставит проблему: выяснить не столько привходящие элементы художественного творчества, сколько влияние, оказывае- мое творчеством местных художников «на соседние и другие, более отдаленные от нее страны, с которыми у нее были те или иные точки соприкосновения» 3 . О богатых традициях камнерезного искусства Чечни и узкой специализа- ции мастеров хорошо известно 4 . Как подтверждение тому, названия некоторых тайпов: ТIулгхой — от « тIулг » («камень») и Чхьарой — от « чхар » («камень, 1 Plaetschke B. Die Tschetschenen. Forschungen zur Völkerkunde des nordöstlichen Kaukasus auf Grund von Reisen in den Jahren 1918–1920 und 1927/28 // Veröffentlichungen des Geographischen Instituts der Universität Königsberg Pr. Heft XI / Herausgegeben von Dr. Arved Schultz. Hamburg: Friederichsen, de Gruyter & Co., 1929. P. 101–102. 2 П. Л. Лысенков (1881–1959) — преподаватель черчения и рисования в реальном и педагогическом училищах Грозного, занимал пост председателя Союза художников Чечено-Ингушской АССР (1940 г.), автор «Азбуки в картинках» (Грозный: Грозненское областное издательство, 1947). 3 Лысенков П.Л. Заметки о памятниках материальной культуры и об изобразитель- ном искусстве Чечено-Ингушетии // Записки Чечено-Ингушского научно-исследова- тельского института языка и истории . Т. 1. Грозный, 1938. С. 38, 40–41. 4 Ахмадов Я. З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни. С. 81.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=