Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 157 немного утолщенный конец которого был обработан в виде кошачьей головы, сделанной настолько неискусно, что ее можно было принять и за голову льва, медведя и т. п.» 1 Другую зооморфную голову — лошади — разыскал житель селения Харкарой Баймирза Обах. В своих записях ученый оставил еще одно воспоминание — о статуе в селении Кокадой ( Кхокхта ). Там на вершине юго-восточного холма оказалась яма —по словам жителей, от фундамента бывшего святилища, перед которым «стояла лет 40 тому назад каменная фигура человека, почти в натуральный рост». Она была обращена к весеннему восходу солнца с поднятыми руками, аналогично некоторым наддверным орнаментам. По сведениям одних, это был женский персонаж, по словам других — мужской, «да еще с рогами» 2 . Закономерный интерес вызывает информация А. Ю. Бальшина о специ­ фических причинах исчезновения предметов скульптурного искусства, в частности — архитектурного декора. В Кокадое с правой стороны входа в двухэтажную башню Юсупа Эльдиева и с обеих сторон окна второго этажа, находились «торчащие столбики шеи со следами отбитых голов». Хозяин объяснил, что на концах были расположены изваяния голов баранов, которые он отбил. Стоявший рядом участковый комиссар Косум Зорабов поддержал беседу и прибавил, что подобная же баранья голова находилась с правой стороны входа в его башню и была уничтожена его старшим братом «весьма несложным техническим способом». А именно: «на выступавшее из стены изображение вплотную к стене накладывались камни до тех пор, пока голова, не выдержав, отламывалась начисто. По его словам, способ этот не являлся патентом его брата, а был общим для всей Чечни». Как полагал исследователь, «в этих головах мы имеем переживание анимистического периода, родовые тотемы, превратившиеся, возможно, в нечто вроде духов-хранителей, а воз- можно, отчасти в нечто вроде герба, — особых для каждого основного рода» 3 . Интерпретация антропо- и зооморфной пластики требует отдельного рас- смотрения. Здесь хотелось бы лишь дополнить источниковедческую базу сооб- щением австрийского ученого, доктора географии Кенигсбергского универси- тета Бруно Плечке (1897–1942), который в 1910–1920-х гг. путешествовал по горной Чечне и, переходя из дома в дом, профессиональным взглядом всматри- вался в их убранство. В изобилующем «этнологически интереснейшими пред- метами» в малхистинском селении Тертие, в комнате одной из жилых башен, Б. Плечке восхитился огромным шкафом (со спальным местом), высотой два с половиной метра, длиной четыре метра и глубиной более метра, занимавшим 1 Месхидзе Дж. И. Малоизвестные страницы Дагестано-Чеченской экспедиции 1923 г. С. 182–183. 2 Там же. С. 186. 3 Там же. С. 187.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=