Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 155 ведания населения», и с «синхронными и близкими памятниками Северного Причерноморья и Поволжья», делегированных еще в 1964 г. «делу будуще- го» 1 , остается не вполне раскрытым. И здесь нельзя не согласиться с мнением И. В. Палагуты о причинах небольшого количества обобщающих исследований памятников «первобытного» искусства, где бы «сопоставлялись и анализи- ровались его различные аспекты, проявляющиеся в различных человеческих сообществах». Главная — источниковедческая проблема, связанная с «фраг- ментарностью материала и неполнотой информации о месте исследуемых памятников искусства в культуре соответствующих обществ» 2 . В Чеченской Республике эта проблема многократно умножена фактом разрушения и унич- тожения объектов культурного наследия (а иногда и их следов) как в период активной исламизации Чечни в XIX в., так и вследствие депортации чеченцев в середине XX в. и в ходе военных действий в конце XX — начале XXI в. Так, на территории Чечни сохранилось лишь единственное каменное изваяние — Вийлахское. Это находящаяся в западной части разрушенного и заброшенного селения Вийлах (общество Ялхорой Галанчожского района) грубая «статуя» богини плодородия Тушоли (такова стандартная интерпре- тация памятника) — по всей видимости, сохранившийся элемент древнего архитектурного (поминального?) комплекса. Она представляет собой выте- санную из скалы статичную фигуру высотой 4,5 м, с четко очерченным контуром головы и плеч и двумя сквозными отверстиями диаметром 20 см в области груди. О бытовании скульптурных образов древних богов в источниках имеется ряд свидетельств. В томже Итум-Калинском дневнике А. В. Мачинского приводится сообщение о проведении совместных религиозных ритуалов хевсурами и май- стинцами перед «божественной статуей» к северо-востоку от селения Саханы. «…Выше развалин жилой башни (возвышавшейся над селением) на обры- вистом склоне горы стоит низкий столпообразный памятник ( лянг ), возможно, что верхняя часть его разрушена. Почти у самого основания, на юго-западной стороне (по направлению к селению) в нем имеется ниша. По рассказу Магомы Ецаева, прежде этому памятнику поклонялись. Сюда приезжали хевсурские 1 Марковин В. И, Мунчаев Р. М. Каменные изваяния Чечено-Ингушетии // Совет- ская археология . 1964. № 1. С. 164. В этом контексте представляется небезынтересным обратить внимание и на более ранние аналоги, например, антропоморфные каменные стелы IV тыс. до н. э., относительно недавно обнаруженные на Аравийском полуострове. См.: Пути Аравии. Археологические сокровища Саудовской Аравии: каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2011. С. 66–69. 2 Палагута И. В. Доисторическое и традиционное искусство: на границе искусствоз- нания, археологии и этнологии // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб.: Изд-во СПГУ, 2017. С. 24.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=