XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XX 392 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки мистиков и орденов, отделенных от общества, пребывающих в мире прекрасной поэзии и ритуалов. Вместе с тем, уже в XIX веке в контексте антиколониальной борьбы суфийские тарикаты часто рассматривались как источники политиче- ского насилия и распространения религиозного фанатизма. Суфийскиешиитские тарикатывИране переживали в своейисторииипериоды полномасштабного взаимодействия с властями, и периоды гонений. Вскоре после победыисламской революции один из ее зарубежных академических сторонников заявил, что само слово «мистицизм» несколько «проблематично», и что суфизм как организация имеет лишь периферийное значение в шиитской доктрине 1 . Для Исламской Республики Иран представляли опасность те движения, которые оказались в политической оппозиции и действовали на ее территории как своего рода тайные политические общества. В частности, это относится к отдельным направлениям известного тариката ниматуллахийа , который образно сравнивают с «винограднойлозой, бесформенные ветвикоторойразложились» 2 . Социально-по- литическая активность тариката ниматуллахийа могла вызвать предположение, что суфизм— будь то городской или сельский — должен был сильно пострадать от Исламской революции, и, как следствие, уже практически исчезнуть. Действительно, часть представителей ордена ниматуллахийа под руко- водством Джавада Нурбахша (1926–2008 гг.) перенесла свою деятельность в Европу и США. Здесь продолжилось распространение учения среди иранских эмигрантов, а также европейских и американских неофитов. 3 После смерти Джавада его преемником во главе тариката стал его сын Алиреза Нурбахш. Находясь в эмиграции, тарикат ниматуллахийа , во многом благодаря профес- сиональной деятельности Джавада Нурбахша, сделал упор на психологические и социально ориентированные практики 4 . Другое ответвление тариката, известное как гунабадийа , сумело остаться и реализовать себя в Исламской республике, проведя значительные соци- альные, доктринальные и идеологические реформы. Например, произошли кадровые изменения, которые в некоторой степени помогли сформировать революционный профиль ордена. Революционные чистки давно прошли, однако власть почувствовала, что в настоящее время орден ниматуллахиййа имеет много последователей в современном Иране. В целом, иранское прави- тельство выступает против политизации суфизма, так как видит в политически 1 Algar H. The roots of Islamic Revolution. London, 1983. P. 55. 2 Van den Bos M. Mystic Regimes: Sufism and the State in Iran, from the Late Qajar Era to the Islamic Republic, Social, Economic and Political Studies of the Middle East and Asia. Leiden, 2002. P. 147–148. 3 Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм: краткая история. М., 2004. С. 279. 4 О подобных тенденциях см., например: Raudvere C., Stenberg L. Translocal mobility and traditional authority. Sufi practices and discourses as facets of everyday Muslim life // Sufism Today. Heritage and Tradition in the Global Community. London, 2009. P. 1–12.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=