XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XIX 306 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки формируется направление «письмо о себе». Романы А. Лопеса «Лилия и Флам- буаян» (Le Lis et le Flamboyant, 1997), «Дитя Пото-Пото» (Une enfant de Poto- Poto, 2013) и А. Мабанку «Черный базар» (Black Bazar, 2009) и «Завтра мне будет двадцать лет» (Demain jˋaurai vingtans, 2012) обнаруживают некоторое сближение с формирующейся с 60-х годов XX в. в европейских литературах (Италия, Австрия, Франция) тенденцией «вымышленной автобиографии» (autofiction) или автофикционального письма. Французские литературоведы С. Дубровски (ввел этот термин в литера- туроведение) 1 , Ф. Лежен 2 в своих работах 1970–1990-х годов определяют «вымышленную автобиографию» как гибридную жанровую разновидность, соединяющую правду и вымысел, автобиографию и роман. Ю. А. Косова расширяет это определение: «синтез правды и вымысла, автобиографической, частной истории с Большой историей, соединение жизнеописания с метали- тературной рефлексией» 3 . Роман «Лилия и Фламбуян» Лопеса — попытка трансформации, «кон- вертирования» романа-истории в «вымышленную автобиографию». Главная героиня—мулатка Монетт —вымышленный образ. Историю ее превращения из официантки портового кафе в кафешантанную «диву», а потом в народ- ную певицу Колеле («привет» на яз. лингала) рассказывает ее друг и alter ego автора мулат Виктор Оганер. Лопес вводит в число персонажей себя самого, хотя и под разными именами именно как писателя и биографа Монетт-Колеле. Самопрезентацию Лопеса дублирует рассказчик, обогащая «досье» Лопеса автосвидетельствами о его семье, детстве, школьных годах, характере и склон- ностях. В результате образ Монетт остается умозрительным как олицетворение константной у Лопеса идеи возможного гармоничного синтеза ценностей разных культур, наций и рас в одном человеке. Зато сам Лопес изображен намного рельефней. Автобиографический дискурс, «я» — повествование отличает и роман Лопеса «Дитя Пото-Пото». Протагонист — преподаватель и писатель Фран- ческини — это сам автор под вымышленным именем. Фикциональна лишь развязка романа — таинственная и психологически немотивированная смерть главного героя, максимально дистанцирующая протогониста от автора. Такие же «касания» с направлением автобиографического письма у А. Мабанку. Выводя своих родственников в «Черном базаре» под вымыш- ленными именами, а в автобиографическом «Завтра мне будет двадцать лет» и под настоящими, а также первого литературного наставника — реального 1 Doubrowsky S. Parcours critigue. Paris, 1979. 2 Lejeune Ph. Je est un autre: lˋautobiographies, de la littérature aux médias. Paris, 1980. 3 Косова Ю. А. Автобиографическое письмо в трилогии Ж. Руо («Поля чести», «Знаменитые люди», «Мир не в фокусе»). Автореф. ... дисс. канд. филол. наук. М., 2014. C. 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=