XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 299 ( Dyommo ), используются членами мужского общества масок Awa в поминаль- ной церемонии в честь умерших, называемой Дама, которая проводится, чтобы помочь душам умерших найти путь в мир духов предков. Сама личина маски совершенно не отличается от прочих типов «животных» масок жителей плато Бандиагара. Это, как правило, прямоугольный ящик с прорезями для глаз. Собственно кроликом данную маску делают уши, являющиеся уникальной особенностью масок типа Dyommo . Танцоры в масках Dyommo участвуют в церемониях вместе с масками, изображающими охотника. Охотник устра- ивает погоню за кроликами, которые разбегаются от него в разные стороны. Внизу накладки засова представлены ломаные линии, возможно, сим- волизирующие воду. Общий абрис накладки напоминают мужское лицо, обрамленное бородой. Таким образом, маски кроликов — глаза, канага —нос, линии воды— рот. Такой подход к интерпретации накладки замка как личины маски или образа предка, связанного с мужским обществом масок, может свидетельствовать о предках в роде владельца дома, связанных с обществом масок, где маска кролика, возможно, была «закреплена» за этим предком или родом в целом. Мягкость трактовки фигуры огона и округлый абрис замка также нети- пичны и свидетельствуют об индивидуальном почерке кузнеца, изготовившего этот «именной замок». В целом, памятник можно трактовать как интересный нестандартный экземпляр, обладающий художественной значимостью. Другой памятник, характерный для искусства догонов, — это фигура с поднятыми руками (ГМИИ, инв. № ИА 15). Деревянная скульптура бамбара и догонов очень узнаваема, ее иконографические типы отличаются устойчиво- стью, но допускает различные сочетания и конфигурации. Фигуры с поднятыми руками—один из самых частых иконографических типов, наряду с сидящими мужскими статуями или парными статуями. Почти во всех работах, посвященных искусству догонов, подобные фигуры называются изображениями предков-Номмо. «Так же они названы и в описа- ниях Национального музея в Бамако (инв. №81-X-784). Однако Номмо—духи воды, ближайшей аналогией которым может быть Водяной русских сказок. В некоторых деревнях догонов существует легенда о том, что жители деревни являются потомками Номмо, принявшего облик женщины, и охотника, который первым пришел на это место. Вероятно, такие легенды являются свидетель- ством ассимиляции предшественников догонов, теллем (дословно это слово означает «те, кого нашли»). Однако никто из информантов, по крайней мере, в Энде, не смог подтвердить распространенные сведения о том, что Номмо были когда-либо объектами поклонения. Интересно, что в каталоге Нацио- нального музея этот тип также назван «Номмо» (инв. № 89–2–1)» 1 . Точно так 1 Куценков П. А., Лаврентьева Н. В., Чегодаев М. А. От родового общества к ранним цивилизациям: Древний Египет и Западная Африка. М., 2019 (в печати).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=