XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2
Секция XIX 298 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки предмет, но и оберег дома, а также своеобразная аттестация владельца дома. Это послание, заключенное в форме и декоративных деталях замка, может быть понятно как жителям деревни, так и гостями из других поселений, поскольку используется универсальный для догонов язык символов. Стиль же может отличаться довольно сильно — как в разных деревнях, так и в одной деревне, поскольку каждый кузнец обладает собственными техническими и художественными приемами, так сказать своим «авторским почерком». Причем жители деревни могут заказывать работу не только у своего кузнеца, а обращаться к мастеру из другого селения, работы которого им больше нравятся, что зачастую сильно усложняет определение стиля определенной деревни, в которой могут присутствовать памятники из различных центров производства. Возвращаясь к декорации засовов, можно сказать, что в собрании ГМИИ находится незаурядный памятник. Обычный засов имеет, как правило, пря- моугольную форму, сориентированную вертикально. Ее можно интерпрети- ровать как сильно стилизованную фигуру человека, поскольку сверху может скульптурно оформляться голова предка-охранителя или пары, а снизу могут появляться «ножки», и их количество также связано с социальным статусом владельца. В случае с нашим предметом ситуация сложнее. Можно предпо- ложить, это «именной» засов. Сверху на засове представлен скульптурно вырезанный всадник. Фигура обобщена и непропорционально увеличена в сравнении с лошадью, что вполне может подчеркивать значение изображенного персонажа. Фигура всадника всегда связана с образом огона — что свидетельствует о том, что владелец засова связан с вождеским кланом. Изображение всадников встречается повсеместно: на круглой скульптуре, рельефах подпорок навеса- тогуна , дверях, засовах, кольцах, шпильках. Ориентация основной фигуры сверху, по-видимому, связана с тем, в какую сторону открывается дверь. Основное поле «накладки»—это основная изобразительная плоскость, которая может покры- ваться насечками в виде орнамента (это делается раскаленным острым орудием, похожим на шило) или фигуративным рельефом. Рельеф может представлять, например, фигуру крокодила — священного животного догонов, в которое воплощаются особо уважаемые предки рода. Это может быть многофигурная сцена, повествующая об истории рода — важнейших событиях или характере деятельности предков. В данном случае — перед нами несколько символов. Внизу в центре — изображение маски канага . Надо сказать, что рельефные изображения крокодила на различных предметах, а также рельефные, стили- зованные изображения крокодилов, вылепленные из глины на стенах домов (вождей), более всего схожи с формой этой маски. Два других изображения также представляют еще один тип маски—маску кролика с торчащими ушами. Маски догонов, изображающие кролика
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=