XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 287 инокультурных стереотипов, отличались от них большей полнотой, большей гибкостью и меньшей эмоциональной составляющей. Этот сложный процесс происходил под влиянием личного опыта — прямого столкновения с Другим. Вместе с тем сохранялся расизм и неразделенность понятий «Африка-афри- канец», что в сумме с другими факторами способствовало краху германской колонизации в Африке. Колесникова М. А. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) «Исламская карта» турецкой политики на африканском треке Исламская составляющая турецкого «возвращения» в Африку была сфор- мулирована с приходом к власти Р. Т. Эрдогана в начале 2000-х гг. На первых порах турецкий политический истеблишмент допускал в качестве составной части своего «африканского вектора» пропаганду идей мусульманского про- поведника Ф. Гюлена, рассчитывая на проникновение исламских ценностей в турецком прочтении в африканскую среду. Следует отметить, что большин- ство из них достаточно успешно прижились в некоторых странах континента и стали отчасти проводником турецкой «мягкой силы». Начиная с 2011 г., когда движение Ф. Гюлена стало идеологически неприемлемым для Р. Т. Эрдогана, им была развернута кампания, направленная на вытеснение гюленистских структур с африканского континента. Решающая роль в реализации исламской политики Турции в Африке на сегодняшний день отводится Управлению по делам религии (Диянет), кото- рое осуществляет особую программу по расширению своего влияния среди мусульманской уммы Африки. Данная структура, обладая значительным финансовым потенциалом и организационными возможностями, планирует расширять свое присутствие в африканских странах, увеличивать количество грантов по образовательной программе исламской теологии для африканских студентов и содействовать расширению на африканском континенте сети школ наподобие турецких имам-хатиб, в которых наряду с предметами, изучаемыми в государственных средних учебных заведениях, преподается ислам и осущест- вляется подготовка имамов. Иным направлением деятельности Управления Турции по делам религии является проведение саммитов, в которых участвуют известные исламские деятели Турции и мусульманские лидеры государств Африки. Помимо этого, активизируется взаимодействие по линии установления механизма двусторонних консультаций. Примечательно, что в своей риторике представители турецкого политического истеблишмента зачастую используют обращение «братья» к мусульманам Африки, подчеркивая таким образом рели- гиозное единство народов, а также педалируют идею «Африка — колыбель

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=