XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2
Секция XIX 268 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки искусства (вовлечение любых подручных материалов —многие работы напи- саны на упаковочных мешках, подрамники «наживую» сколочены из реек; нет «высоких» сюжетов, совершенно по-иному, чем это привычно для европейца, выстроена композиция). Очень быстро стиль Пото-Пото переходит в область сувенирной и салонной продукции, причем это не только запрос рынка, но естественное желание сообщить вещи функцию — для представителей тра- диционной культуры картина на холсте, созданная просто для любования, чужда. При этом живопись в Африке, в частности, в Конго развивается, но в форме стенной живописи — граффити, поскольку этот жанр искусства как раз характерен для африканских стран. Пожалуй, одна из немногих целостных коллекций, поступивших в фонд Тропической Африки ГМВ, — коллекция из 47 гирек народа ашанти (Гана), переданная в дар музеюЛеонидомДмитриевичем Яблочковым, африканистом 6 , доктором исторических наук, сотрудником Института Африки АН СССР 7 . «По утверждению собирателя, гирьки по одной-две штуки привозились из близлежащих деревень, а затем через посредство торговца антиквариатом и сувенирами в г. Кумаси-Денте поступали к нему» 8 . Подобные гирьки, изго- товленные из латуни или сплавов на основе меди литьем в технике утраченной восковой модели, использовались для взвешивания золотого песка, добыча и торговля которым к середине XVII века стала основой экономики вождеств ашанти. Гирьки изготавливались кузнецами, имевшими в обществе ашанти высокий статус, поскольку кузнечное дело в традиционных культурах тесно связано с представлениями о магии. Неудивительно поэтому, что каждая гирька представляет собой не просто утилитарный предмет, но воплощает определен- ные грани традиционного мировоззрения, будучи связанной с фольклорной традицией ашанти. Проблемной представляется датировка этих предметов 9 . Тесное социально-экономическое сотрудничество со странами Африки позволило посещать континент (а также работать и проживать на его терри- тории) многочисленным специалистам 10 . Неудивительно, что многие из них обзаводились предметами местного традиционного искусства и ремесла, 6 Еще одно крупное поступление из профессиональной среды: восемь ритуальных масок из Заира, Конго, Нигерии и Кот д’Ивуар, переданные в дар музею Кафедрой африканистики ИСАА МГУ в 2001 году. 7 Акт № 18 от 22.04.1969. 8 Шандинцева Т. Б. Каталог гирек ашанти для взвешивания золотого песка в собра- нии ГМВ// Государственный музей народов востока. Сообщения. Вып. VII. М.: Наука, 1973. С. 78. 9 Гирьки из собрания Британского музея, например, имеют «разбег» датировки от XVII до XX для отдельных предметов. 10 См., например, очень интересную книгу воспоминаний такого рода: Политехники в странах Африки. Сборник воспоминаний. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=